Шлюп «Мирный» открывает Антарктиду: Экспедиция Крузенштерна — Лазарева. История одной забытой русской экспедиции Возможно Вам будет интересно

-1822

Экспедиция капитана Васильева была назначена для исследований в Северном полярном море и, особенно, для отыскания прохода чрез Берингов пролив в Атлантический океан.

Шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный», порученные в команду капитанов Васильева и Шишмарева, под главным начальством первого, снабжены были всеми запасами одинаково с отрядом, назначенным в Южное полярное море. Большая часть провизии обоих судов помещалась на «Благонамеренном», на котором, между прочим, находились и части разобранного бота, назначавшегося для описи отмельных берегов.


3 июля 1819 года отряд капитана Васильева вышел из Кронштадта. Следуя вместе со шлюпами «Восток» и «Мирный», заходили они в Копенгаген и Портсмут, из которого капитан Васильев отправился 30 августа. Чрез десять дней прошел он параллель Гибралтара, а 20 сентября немного севернее тропика получил NO пассат, который иногда отходил до OSO и вообще дул неровно. Пробыв почти две недели в полосе переменных ветров, продолжал он плавание к берегам Бразилии, сперва с SO пассатом, а потом с прибрежным NO, и 1 ноября бросил якорь в Рио-Жанейро. На другой день прибыл туда и отряд капитана Беллинсгаузена.

Чрез три недели капитан Васильев последовал далее, направляясь к мысу Доброй Надежды. Пользуясь крепкими западными ветрами, прошел он меридиан этого мыса 24 декабря в расстоянии 12 миль.

Отсюда шлюпы продолжали плавание с теми же W и NW ветрами к порту Джаксону, куда прибыли в половине февраля следующего 1820 года.

Освежив команды и сделав новые запасы провизии и воды, отсюда вышли в половине марта, и 23 апреля перешли экватор в долготе 172° О. На этом переходе со шлюпа «Благонамеренный» открыли группу из шестнадцати лесистых обитаемых островов, названную именем этого судна и определенную в широте 8 7 S и широте 162 O ¹ .

13 мая капитан Васильев отрядил шлюп «Благонамеренный» на остров Уналашку за толмачами для северных американцев, назначив ему местом соединения зунд Коцебу. 4 июня капитан Васильев прибыл в Петропавловский порт, а 3-го капитан Шишмарев - на Уналашку.

В конце июня капитан Васильев вышел из Петропавловского порта. 14 июля прошел Берингов пролив в виду американского берега, а 16-го прибыл в зунд Коцебу и соединился со шлюпом «Благонамеренный», который прибыл туда пятью днями прежде. Не получив на Уналашке толмачей, капитан Шишмарев взял там четыре байдары с гребцами. На пути к зунду Коцебу проходил он чрез то самое место, где по карте назначен остров Ратманова (открытый капитаном Коцебу в первое его путешествие), однако его не видел, хотя доходил потом до самого восточного мыса Азии.

18 июля капитан Васильев с обоими шлюпами вышел в море. Следуя вдоль американского берега к северу, 29-го достиг он широты 71°6" N, долготы 166°8" W и встретил здесь льды. Хотя он и не считал эти льды сплошными, но, не имея при себе хорошего баркаса или другого небольшого судна для исследований на малых глубинах прибрежья и стесняемый туманами, решил возвратиться.

31 июля взяли курс к югу. Зайдя к острову Св. Лаврентия и поручив окончание съемки его берегов капитану Шишмареву, капитан Васильев пошел отсюда к берегам Америки, от которых, однако, скоро возвратился по причине уменьшения глубины моря. 19 августа прибыл он на остров Уналашку, осмотрев на пути острова Павла и Георгия. Чрез три дня пришел туда и шлюп «Благонамеренный».

Этим ограничивалась первая попытка плавания в Полярном море. Убедившись в необходимости иметь при отряде малое парусное судно, капитан Васильев отправился в Ново-Архангельск, где он считал удобнейшим собрать бот из членов, имевшихся на «Благонамеренном», и где потом надеялся получить толмачей для сношения с жителями полярных берегов Америки. В половине сентября оба шлюпа прибыли в Ситху.

Поручив лейтенанту Игнатьеву построение бота, капитан Васильев 27 октября с отрядом своим отправился в порт С.-Франциско. Здесь он прозимовал, и в половине февраля (1821 года) вышел в море, чтобы на островах Сандвичевых запастись свежею провизиею. На пути к этому архипелагу капитан Васильев, как и многие другие, напрасно искал острова Maria Laxara, назначаемого на картах Арросмита.

Простояв в гавани Гонолулу с 25 марта по 7 апреля, оба шлюпа отправились в Ново-Архангельск и, прибыв туда около половины мая, нашли бот совершенно уже готовым² и толмачей приисканными. 30-го того же месяца, взяв с собою и новопостроенный бот, капитан Васильев отправился в море.

12 июня прибыли на остров Уналашку. На этом переходе, между прочим, оказалось, что бот не в состоянии держаться со шлюпами, почему «Открытие» принужден был иметь его у себя на буксире.

По краткости остававшегося времени для плавания в Полярном море, капитан Васильев почел за лучшее отделить шлюп «Благонамеренный», поручив капитану Шишмареву исследование берегов Азии к северу от Берингова пролива и отыскание там прохода в Атлантический океан, или, в случае неудачи, опись Чукотской земли; а сам хотел описать берег между Бристольскою губою и Нортоновым заливом, потом идти на север вдоль берегов Америки и искать с этой стороны северного прохода. Бот остался при капитане Васильеве.

Повторив еще раз определение островов Павла и Георга, капитан Васильев поручил лейтенанту Авинову, командовавшему ботом, снять берег между мысами Невенгамом и Дерби,и потом соедениться с ним, к 20 июля, у о. Стюарта (в Нортоновом заливе); если же там не найдет шлюпа, или работы не будут к тому времени кончены, то идти прямо в Петропавловский порт. Сам же Васильев, с его шлюпом, отправился в Нортонов залив и на пути туда, 21 июля открыл остров Нунивок, съемки которому однако не имел времени сделать, ибо торопился в Полярное море. Продолжая путь к северу, 20-го останавливался у мыса Дерби, и не найдя там бота, отправился далее. 31-го увидел мыс Лизбурн.

Следуя вдоль берега с туманом и переменными ветрами, 3 августа достиг он широты 70°40" N в долготе 161°27" W и здесь опять встретил сплошной лед от W через N до NO. Желая осмотреть ледяной мыс, спустился он ниже и 4 августа определил его в широте 70°33" N. Выдержав потом жестокий шторм, в продолжении которого шлюп едва не раздавило окружавшим его льдом, капитан Васильев направился к югу и 9-го вышел из Ледовитого моря, миновав мыс Лизбурн.

Отсюда заходил он еще раз к мысу Дерби и к острову Стюарта, где узнал от жителей, что они никакого судна не видели, и направил путь в Камчатку. 8 сентября прибыл в Петропавловский порт. Тут нашел он и бот лейтенанта Авинова, который в продолжении этого времени описал часть берега от мыса Невенгама к северу, но был принужден прекратить работы прежде окончания их по той причине, что в команде его стала показываться цинга, притом и самый бот имел дурные качества.

Между тем капитан Шишмарев, следуя от Уналашки к северу, 4 июня увидел неизвестный до того берег, которого, однако, по малой глубине не мог осмотреть подробнее (впоследствии оказалось, что это был мыс Румянцова, лежащий при входе с юга в Нортонов залив). Описав северный берег острова Св. Лаврентия, капитан Шишмарев заходил в залив того же имени на материке, а потом продолжал плавание близ берегов Азии. Часто встречая льды и противные ветра, 21 июля спустился он к американскому берегу и положил якорь близ мыса Мульграва в широте 67° 34´ N. Сделав здесь запас дров из выкидного леса, на другой же день снова пустился он к берегам Азии, но льды опять не допустили его туда и заставили обратиться на север. Августа 1-го шлюп находился в широте 70°13" N, а 4-го увидели мыс Сердце-Камень. Встречая постоянные препятствия ото льда, бурь и противных ветров, капитан Шишмарев решился идти отсюда в Мечигменский залив, в котором надеялся подкрепить команду свежими запасами.

Получив в этом месте от Чукчей все нужное, в половине августа перешел он к острову Св. Лаврентия для окончания съемки его северного берега, а оттуда направил курс в Камчатку и 21 сентября прибыл в Петропавловский порт, определив на пути остров Св. Матфея, открытый лейтенантом Синдом.

Соединивши здесь отряд свой, капитан Васильев стал готовиться в обратный путь и в половине октября вышел в море, намереваясь следовать вокруг мыса Горна.

Через три дня по выходе, во время тумана, шлюпы разлучились, и «Открытие» пошел к острову Овайги - месту условленного ран деву. Сопутствуемый до 30° N широты крепкими северными ветрами, прибыл он в гавань Гонолулу 27 ноября и нашел тут шлюп «Благонамеренный», прибывший тремя днями ранее.

20 декабря шлюпы отправились отсюда и, пройдя без особенных приключений жарким поясом, в половине февраля достигли широты 57° S в долготе 281° О. Здесь выдержали они четырехдневный шторм от SW, сопровождаемый мрачностью и снегом.

Пройдя меридиан мыса Горна 18-го числа, стали держать к северу и в половине марта прибыли в Рио-Жанейро.

Кончив к 5 мая все неизбежные после длинного перехода поправки в такелаже и корпусе шлюпов и сделав новые запасы воды и провизии, отправились далее. 19 мая вошли в полосу пассата и ровно через месяц после того вышли из пределов NO. В начале июля отряд прошел Британским каналом и, остановившись на пять дней в Копенгагене, 2 августа 1822 года прибыл в Кронштадт.

Этой экспедиции мы обязаны исследованием значительной части берегов Америки, именно от мыса Невенгама до Нортонова залива, весь этот обширный залив, и потом от мыса Лизбурна до мыса Ледяного³ ; также некоторой части берегов Азии, до мыса Сердце-Камень. Главнейшая же цель - северный проход - разумеется, и не могла быть достигнута ⁴ .

Несколько сведений о произведенных этой экспедицией описях помещено в «Хронологической истории всех путешествий Берха, ч II, стр. 1-20.
_______________________________________________________________________________________________________________________

¹ Впоследствии оказалось, что эта группа та же, что и острова «Пейетер», незадолго пред тем открытые. См Доп. к разбору Атласа Южного моря, соч. адмирала Крузенштерна.

² Размеры этого бота не показаны, но по журналу видно, что он углублялся около 4 футов и потому, вероятно, был не более 40 или 45 футов.

³ Замечательно, что съемка берега между мысами Лизбурном и Ледяным, сделанная капитаном Васильевым, совершенно сходствует со съемкою, произведенною там же со шлюпа «Блюссом» капитаном Бичи.

Шканечн. пут. журналы, донесения начальника отряда и записки капитана Шишмарева.

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Открытие" (1819-1822)

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант
Скончался в 1847 г. Вице-Адмирал, Генерал-интендант
Лейтенант
Скончался
Лейтенант Павел Зеленой
Скончался в 1829г., кап. 2 ранга и командир корабля.
Роман Б ойль
Скончался
Мичман Иван Стогов

Мичман Роман Галл
Скончался в 1822г., в обратном плавании, в Рио-Жанейро.
Гардемарин кн. Григорий Пагава
Скончался на службе на корабле, капитан-лейтенант
Штурман Михаил Рыдалев
Скончался в Астрахани, полковник,части мнспекторов штурманов.
Шт. помощник Алексей Коргуев
Скончался на службе.
Шт. помощник Андоей Худобин
Скончался на шл. Моллер на пути из Камчатки в Кронштадт.
Лекарь Иван Ковалев

Астроном Павел Тарханов
Скончался в 1839г. Астроном при Сибирской обсерватории
Живописец Емельян Корнеев

Нижних чинов.............68

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Благонамеренный"

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант Глеб Семенович Шишмарев

Лейтенант Иван Игнатьев

Лейтенант Алексей Лазарев

Мичман Николай Шишмарев
Скончался в 1844г., кап.2 ранга
Мичман Карл Геллесем
В отставке
Штурман Владимир Петров

Шт. помощник Веденеев
Скончался в отставке
Шт. лекарь Григорий Заозерский
Скончался на службе
Священик Михаил Иванов

Нижних чинов..............................................71


В архивных документах первые упоминания о проектируемой экспедиции встречаются в переписке И.Ф. Крузенштерна с тогдашним русским морским министром маркизом де Траверсе в конце 1818 г. Приказ царя об отправлении экспедиции последовал 6 апреля (25 марта) 1819 г. а уже в июле корабли вышли в свое дальнее плавание. Такая спешка с отправлением экспедиции вопреки мнениям опытных кругосветных мореплавателей (например, Крузенштерна) повлекла многие недостатки: не были построены специальные корабли для ледового плавания, в оборудовании кораблей имелся целый ряд недоделок, весьма позднее прибытие на свой корабль начальника экспедиции и другие организационные неувязки.

В марте 1819 года последовало Высочайшего повеления о снаряжении двух экспедиций для исследований в полярных морях, Беллинсгаузен послан был в южное полушарие, а капитану Васильев вверено было начальство над двумя шлюпами: «Открытие» и «Благонамеренный», для исследований в Северном полярном море и, особенно, для отыскания прохода через Берингов пролив в Атлантический океан. В феврале 1820 года Васильев прибыл в порт Джаксон, 23 апреля перешёл экватор, и, следуя вдоль американского берега к северу, достиг 71°6" сев. широты. Здесь встретил он льды. Хотя Васильев и не считал льды эти сплошными, но, не имея при себе хорошего баркаса или другого небольшого судна для исследований на малых глубинах прибрежья, решился возвратиться. 31 июля шлюпы взяли курс на юг. Сделав по пути съемку берегов острова святого Лаврентия и осмотрев острова Павла и Георгия, отряд Васильева прибыл в Ново-Архангельск. 30 апреля 1821 года Васильев вновь вышел в море и 12 июня прибыл на остров Уналатку. Так как для плавания в полярном море времени оставалось немного, то Васильев решил отделить шлюп «Благонамеренный», поручив командиру его, Шишмареву, исследовать берега Азии, к северу от Берингова пролива, и отыскать там проходы в Атлантический океан, или, в случае неудачи, произвести описание Чукотской земли; сам же он хотел описать берег между Бристольскою губою и Нортоновым заливом, потом идти на север, вдоль берегов Америки, и искать с этой стороны северного прохода. На пути в Нортонов залив Васильев открыл остров Нунивок, но съемки ему не сделал, так как торопился в полярное море. 3 августа Васильев, следуя вдоль берега, достиг 70°40" сев. шир. и здесь опять встретил сплошной лед. Желая осмотреть Ледяной мыс, он спустился ниже и определил его под 70°33" сев. шир. Выдержав потом жестокий шторм, в течение которого шлюп едва не был раздавлен льдинами, Васильев направился к югу и прибыл 8 сентября в Петропавловский порт.

Соединившись с Шишмаревым, Васильев собрался в обратный путь и 2 августа 1822 года благополучно достиг Кронштадта. Главная цель экспедиции - открытие северного прохода - не была достигнута; но она исследовала значительную часть берегов Америки (от мыса Невенгама до Нортонова залива, весь этот обширный залив, и потом от мыса Лизбурна до мыса Ледяного), а также некоторую часть берегов Азии, до мыса Сердце-Камень. Впоследствии Васильев был капитаном над Кронштадтским портом, 6 декабря 1827 года произведен был в контр-адмиралы, а 6 апреля 1835 года - в вице-адмиралы и пользовался особым благоволением императора Николая I; ум. в Кронштадте 23 июня 1847 года. Васильев напечатал «Замечания о Новой Южной Валлийской земле» 26 и «Протест на мичмана Хромченко и морехода Этолина, по поводу приписываемого ими открытия острова Нунивака».

— ваш проводник мире масштабного моделирования!

На днях будучи занят повседневными делами по дому, я одним ухом слушал фильм «Короли ледовых аэродромов» из цикла «Крылья Отчизны» Андрея Разбаша. Он посвящен летчикам работающим на Антарктическом континенте. Помимо всего прочего, в фильме вскользь описывалась русская экспедиция Крузенштерна — Лазарева на шлюпах «Мирный» и «Восток».

Именно наши соотечественники первыми доказали фактическое существование Антарктического континента. В результате экспедиции было открыто много сопредельных земель — малых и больших островов. Наши предки внесли огромный вклад в развитие географической науки своими деяниями.

Обо всем этом написано достаточно много. И при наличии желания, мой уважаемый читатель, вы и сами можете узнать подробности этого опасного путешествия.

ТОГДА О ЧЕМ Я СЕЙЧАС ПИШУ?

Все дело в том, что прозвучавшее с экрана монитора словосочетание «шлюп Мирный» затронуло одну из самых важных струнок в моей душе. И имя этой струне — увлечения родом из детства .

Наверное, каждому в его детстве чудились далекие страны, неизвестные земли. Не знаю, как сейчас, а тогда в Союзе нас к этому исподволь подводили через прекрасную литературу, обожаемый мною до сих пор киножурнал «Клуб Путешественников» Юрия Сенкевича, замечательные детские фильмы.

Но мне с этим повезло еще больше. Я рос на Севере Сахалина — месте, приравненном к районам Крайнего Севера. Очень далеко от цивилизации. Северное море, короткое лето, тайга и медведи. Прочувствовать быт первооткрывателей далеких Северных и Южных земель мне было очень просто.

С товарами народного потребления было достаточно сложно. Все основывалось на завозе с материка. Но так или иначе, в нашем главном детском магазине с достаточно прямым названием «Романтик», появились сборные модели из картона. Их было совсем не много. Я до сих пор помню их названия. Это были корабли «Память Азова», «Ингерманланд», «Шлюп Мирный» и «Ракетный крейсер».

Создание этих картонных моделей стало уникальной возможностью для моей фантазии. Мы по многу раз мастерили эти корабли с моим другом детства, Олегом Байрактарьяном. И данный шлюп мне сильно запомнился. Хотя бы потому, что он у меня получался. И сейчас, порывшись в памяти, я смогу извлечь оттуда образы этих творений.

Но это все прошлое..

А ЧТО СЕЙЧАС?

Честно признаться я не помнил ничего, что указывало на производителя этих моделей из картона. Помнил только форму упаковки. И то, что это была профессиональная печать. А не какой-то самиздат.

Вооружившись этими знаниями я набрал в поисковой строке нужный запрос. И после недолгих изысканий я нашел требуемое. После того, как воспоминания схлынули как волна обратно в море, я детально все осмотрел.

Да, именно эту модель я и собирал. Я нашел и отсканированные страницы этого издания, и подготовленный одним энтузиастом документ в формате А4. Его можно зарядить в печать на заранее подобранной бумаге — и детали готовы к работе.

БУМАЖНЫЕ/КАРТОННЫЕ МОДЕЛИ

Хочу упредить вопросы пытливых коллег, не знакомых с бумажным моделированием. Модели из картона имеют разный уровень деталировки, как и пластмассовые модели. Можно найти как самые простые модели, так и крайне сложные в исполнении. Это в основном прерогатива моделей парусников. Потому не спешите считать бумажное моделирование занятием недостойным опытного моделиста.

Может оказаться что создать хорошую модель из картона/бумаги вам окажется значительно сложнее, чем высокодетализированную пластиковую модель.

При этом модели из картона доступны значительно большей аудитории. Ведь распечатать раскрой на бумагу, купить нужной толщины картон и клей ПВА намного проще, чем купить просто хороший набор от Хасегавы или даже Звезды. Потому бумажные/картонные модели очень популярны во всем мире. И были очень популярны в СССР. Я лично помню, что такие раскрои печатались в ЮТ — Для умелых рук. И во многих других журналах для энтузиастов моделирования и конструирования.

Лично у меня сейчас нет компрессора. А потому я лишен возможности заниматься любимым хобби. И когда эта возможность снова появиться — неизвестно.

Потому я решил всерьез задуматься о начале работ над бумажными моделями. И шлюп «Мирный» будет первой из них.

С любимых воспоминаний начинать легче.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Шлюп «Мирный» — 20-пушечное одно-дечное(одна нижняя палуба) трёхмачтовое военное судно с прямым парусным вооружением, заложенное в 1818 году на Олонецкой верфи, как вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду, решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу». При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название «Мирный» и сразу же приступили к перестройке под руководством корабельного мастера И. П. Амосова и командира «Мирного» М. П. Лазарева.
Корпус судна в кормовой части удлинили наделкой штульцев, на форштевне поставили княвдигед, устроили дополнительную обшивку дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Вторую обшивку тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменён дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на судах военно-морского флота.

Главная энергетическая установка парусная, судно несло 10 прямых (фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель, грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, крюйсель и крюйс-брамсель) и 5 косых парусов (фор-стаксель, фор-стеньги-стаксель, кливер, бом-кливер и бизань). Шлюп имел 1 руль из дуба.

Вооружение состояло:

Из 10 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) карронад с длинной ствола 7 калибров, установленных в батарейной палубе (опер-деке). Карронады предназначались для ближнего боя. Заряжание ручное ядрами или картечью. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность стрельбы при возвышении 5° до 880 метров. Масса карронады 305 кг.
Из 10 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) пушек с длинной ствола 22 калибра, установленных на верхней палубе. Заряжание ручное ядрами. Боезапас расположенный в погребах подавался из погреба боезапаса вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном станке. Угол возвышения пушки доходил до 10°, а дальность стрельбы не превышала 2 км. Масса пушки 2,1 тонны.

4 июля 1819 года экспедиция покинула Кронштадт. Обогнув Европу, корабли через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки. От Рио-де-Жанейро они взяли курс на юг. Без лоций, без маяков, в туманы и штормы шли они по неисследованным водам, стремясь проникнуть как можно дальше за Южный Полярный круг. Стоял декабрь — самый теплый месяц южного полушария.
В декабре 1819 года шлюпы были в районе острова Южная Георгия. Продвигаясь к югу, экспедиция открыла ряд неизвестных островов, названных именами офицеров «Востока» и «Мирного»: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. 15(27) января 1820 года «Восток» и «Мирный», пробиваясь сквозь тяжелые льды на 69°25′ южной широты, оказались вблизи Антарктического материка. В этот знаменательный день русскими моряками была открыта Антарктида. Продвигаясь далее, экспедиция еще пять раз почти вплотную подходила к краю материка: 20 января (1 февраля), 5(17) и 6 (18) февраля 1820 года, когда они находились от шельфового ледника берега Антарктиды всего в 1,5 — 2 милях и, наконец, 12(24) и 13(25) февраля 1820 года.
В начале марта погода стала ухудшаться. Нужно было дать отдых командам и пополнить запасы провизии. Решили покинуть высокие широты и направиться в Сидней. Стремясь по пути обследовать более широкую полосу Индийского океана. После месяца стоянки в Сиднее шлюпы снялись с якорей и отправились в район островов Туамоту. К востоку от острова Гаити экспедиция открыла группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. На обратном пути в Сидней был открыт еще ряд островов и в их числе остров Восток, названный так в честь флагманского корабля экспедиции. После отдыха и ремонта шлюпов экспедиция покинула берега Австралии и снова возобновила свои попытки достигнуть берега Антарктиды. В этот этап плавания она трижды подходила к ее обледеневшим берегам: 28 декабря 1820 (9 января 1821), 15(27) января, когда открыла землю Александра I, и, наконец, 21 января (2 февраля) 1821 года. Кроме земли Александра I, 8(20) января 1821 года был открыт остров Петра I. В двадцатых числах января экспедиция, обследовав Южные Шетландские острова, направилась снова в Рио-де-Жанейро, откуда после ремонта шлюпов вышла в обратный путь.
23 июля 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» встали на якорь на Малом Кронштадтском рейде.

ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ






Шлюп «Мирный»: Модель из картона: Инструкция по сборке

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

СОДЕРЖИМОЕ ЭСКИЗОВ












Шлюп «Мирный»: Модель из картона: Полное содержимое эскизов

ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ

Принципы работы над моделью из картона достаточно просты. Требуется распечатать раскрой в нужном масштабе на плотной матовой бумаге. Возможно даже использование хорошей фотобумаги. Далее, используя инструкцию, нужно наклеить на картон требуемой толщины детали остова корабля. Он должен быть достаточно прочным.

А затем, опять же следуя инструкции, вы вырезаете детали из бумаги, и склеиваете их в определенные узлы. Потом все это соединяется вместе.

При необходимости я позже сделаю несколько статей правилах и методах работы над бумажными моделями.

По большому счету, можно сделать модель какой угодно сложности. Просто требуется выдумка и изобретательность.

Бумажное моделирование позволяет вам взглянуть на масштабное моделирование пластмассовых моделей совсем под другим углом. Это своеобразная переоценка ценностей. Так что советую вам, если и не регулярно, то хоть несколько раз за свою карьеру моделиста делать масштабные модели из картона/бумаги.

Все представленные выше фотографии раскроя подготовлены для печати в формате А4. Они перекомпонованы в соответствии с новыми требованиями. Можете смело их распечатывать на принтере. И делайте свои модели из картона/бумаги.

Основной целью экспедиции на шлюпах “Открытие” и “Благонамеренный” было попытаться пройти из Тихого океана в Атлантический через Ледовитый океан, безразлично в каком направлении - на восток или на запад.

Шлюпом “Открытие” командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев, “Благонамеренным” командовал капитан-лейтенант Глеб Семенович Шишмарев, принимавший до этого участие в кругосветном плавании на “Рюрике” в 1815-1818 годах.

Шлюп “Открытие” был того же типа, что и “Восток”, а шлюп “Благонамеренный” того же типа, что “Мирный”, со всеми достоинствами и недостатками этих шлюпов.

Снабжены эти суда были одинаково с “Востоком” и “Мирным” (вплоть до сигнального устройства Бутакова), с той лишь разницей, что все запасы для экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева были рассчитаны на два года, а для экспедиции Васильева-Шишмарева на три года. Кроме того, на “Благонамеренный” был погружен в разобранном виде баркас, предназначенный для прибрежных исследований.

На “Открытии” всего личного состава при отплытии было 74 человека, а на “Благонамеренном” 83 человека. Кроме того, на “Благонамеренном” возвращались на родину два жителя острова Уналашка и три жителя Камчатки, привезенные в Петербург “Рюриком”.

После того как из Лондона привезли закупленные секстаны, хронометры и другие навигационные и физические приборы, а также провизию, шлюпы 26 августа вышли в море. В Рио-де-Жанейро “Открытие” и “Благонамеренный” прибыли 1 ноября.

Этот переход оказался очень тяжелым не только из-за очень сильных штормов, которые им пришлось перенести, а главным образом вследствие разницы в их скорости шлюпам было очень трудно держаться вместе.

10 февраля 1820 г. плававший на “Благонамеренном” лейтенант Алексей Петрович Лазарев записал: “...шлюп “Открытие” под одним грот-марселем уходил вперед. Между тем ветер крепчал, а мы к нашим парусам не могли ничего прибавить, ибо и так уже несли их не по ветру. В 10 ч. утра “Открытие” ушел вперед...” Шлюпы разлучились и встретились только у берегов Австралии.

16 февраля “Благонамеренный” стал на якорь в Сиднее. 18 февраля туда пришел и шлюп “Открытие”.

В Сиднее шлюпы простояли до 15 марта. За это время были произведены кое-какие исправления, запасена провизия, проверены хронометры.

Выйдя из Сиднея, 24 марта согласно предписанию суда расстались: шлюп “Открытие” направился в Петропавловск, “Благонамеренный” - в Сан-Франциско. Однако из-за ветров, мешавших следовать в желаемом направлении, уже 5 апреля шлюпы снова соединились. 7 апреля “Благонамеренным” были усмотрены и положены на карту одиннадцать низменных коралловых лесистых островов, названных островами Благонамеренного. Хотя впоследствии выяснилось, что эту группу островов уже видели другие мореплаватели, но все же первые точные определения географических координат и описание жителей островов были сделаны русскими моряками.

13 мая 1820 г. на 29° с. ш., согласно приказанию Васильева, суда разделились. Шлюп “Открытие” отправился в Петропавловск, куда пришел 4 июня, “Благонамеренный” пришел на Уналашку 3 июня.

В Русской Америке шлюпы в течение лета 1820 г. занимались гидрографическими работами в Беринговом и Чукотском морях. Зимой 1820/21 г. они ходили на отдых в Сан-Франциско и на Гавайские острова, а лето 1821 г. опять плавали в Беринговом и Чукотском морях

15 октября 1821 г. оба шлюпа вышли из Петропавловска на Гавайские острова, куда “Благонамеренный” прошел 24 октября, а “Открытие” - 26 октября. Выйдя из Гонолулу 20 декабря, шлюпы, обогнув мыс Горн и зайдя в Рио-де-Жанейро и Копенгаген, 2 августа 1822 г. вернулись в Кронштадт. Плавание продолжалось три года и четыре недели.

Самый длительный переход под парусами (от Рио-де-Жанейро до Сиднея) продолжался 85 дней.

Этот день в истории:

28 января 1821 года русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый континент – Антарктиду, крупнейшее географическое открытие последних двух столетий. Об этой экспедиции было написано очень многое и ее подробности известны достаточно широко.

Но гораздо меньше людей знает о другой русской экспедиции, которая началась одновременно с походом «Востока» и «Мирного». В тот же день 16 июля (3 июля по старому стилю) 1819 года.

Сегодняшний рассказ о ней…

Экспедиция капитана Васильева была назначена для исследований в Северном полярном море и, особенно, для отыскания прохода чрез Берингов пролив в Атлантический океан.

Шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный», порученные в команду капитанов Васильева и Шишмарева, под главным начальством первого, снабжены были всеми запасами одинаково с отрядом, назначенным в Южное полярное море. Большая часть провизии обоих судов помещалась на «Благонамеренном», на котором, между прочим, находились и части разобранного бота, назначавшегося для описи отмельных берегов.

3 июля 1819 года отряд капитана Васильева вышел из Кронштадта. Следуя вместе со шлюпами «Восток» и «Мирный», заходили они в Копенгаген и Портсмут, из которого капитан Васильев отправился 30 августа. Чрез десять дней прошел он параллель Гибралтара, а 20 сентября немного севернее тропика получил NO пассат, который иногда отходил до OSO и вообще дул неровно. Пробыв почти две недели в полосе переменных ветров, продолжал он плавание к берегам Бразилии, сперва с SO пассатом, а потом с прибрежным NO, и 1 ноября бросил якорь в Рио-Жанейро. На другой день прибыл туда и отряд капитана Беллинсгаузена.

Чрез три недели капитан Васильев последовал далее, направляясь к мысу Доброй Надежды. Пользуясь крепкими западными ветрами, прошел он меридиан этого мыса 24 декабря в расстоянии 12 миль.

Отсюда шлюпы продолжали плавание с теми же W и NW ветрами к порту Джаксону, куда прибыли в половине февраля следующего 1820 года.

Освежив команды и сделав новые запасы провизии и воды, отсюда вышли в половине марта, и 23 апреля перешли экватор в долготе 172° О. На этом переходе со шлюпа «Благонамеренный» открыли группу из шестнадцати лесистых обитаемых островов, названную именем этого судна и определенную в широте 8 7 S и широте 162 O¹.

Михаил Васильевич Васильев (1770 – 23.06.1847). С 1835 года – вице-адмирал.

13 мая капитан Васильев отрядил шлюп «Благонамеренный» на остров Уналашку за толмачами для северных американцев, назначив ему местом соединения зунд Коцебу. 4 июня капитан Васильев прибыл в Петропавловский порт, а 3-го капитан Шишмарев - на Уналашку.

В конце июня капитан Васильев вышел из Петропавловского порта. 14 июля прошел Берингов пролив в виду американского берега, а 16-го прибыл в зунд Коцебу и соединился со шлюпом «Благонамеренный», который прибыл туда пятью днями прежде. Не получив на Уналашке толмачей, капитан Шишмарев взял там четыре байдары с гребцами. На пути к зунду Коцебу проходил он чрез то самое место, где по карте назначен остров Ратманова (открытый капитаном Коцебу в первое его путешествие), однако его не видел, хотя доходил потом до самого восточного мыса Азии.

Глеб Семенович Шишмарев (1781 – 22.10.1835) С 1829 года – контр-адмирал

18 июля капитан Васильев с обоими шлюпами вышел в море. Следуя вдоль американского берега к северу, 29-го достиг он широты 71°6" N, долготы 166°8" W и встретил здесь льды. Хотя он и не считал эти льды сплошными, но, не имея при себе хорошего баркаса или другого небольшого судна для исследований на малых глубинах прибрежья и стесняемый туманами, решил возвратиться.

31 июля взяли курс к югу. Зайдя к острову Св. Лаврентия и поручив окончание съемки его берегов капитану Шишмареву, капитан Васильев пошел отсюда к берегам Америки, от которых, однако, скоро возвратился по причине уменьшения глубины моря. 19 августа прибыл он на остров Уналашку, осмотрев на пути острова Павла и Георгия. Чрез три дня пришел туда и шлюп «Благонамеренный».

Этим ограничивалась первая попытка плавания в Полярном море. Убедившись в необходимости иметь при отряде малое парусное судно, капитан Васильев отправился в Ново-Архангельск, где он считал удобнейшим собрать бот из членов, имевшихся на «Благонамеренном», и где потом надеялся получить толмачей для сношения с жителями полярных берегов Америки. В половине сентября оба шлюпа прибыли в Ситху.

Поручив лейтенанту Игнатьеву построение бота, капитан Васильев 27 октября с отрядом своим отправился в порт С.-Франциско. Здесь он прозимовал, и в половине февраля (1821 года) вышел в море, чтобы на островах Сандвичевых запастись свежею провизиею. На пути к этому архипелагу капитан Васильев, как и многие другие, напрасно искал острова Maria Laxara, назначаемого на картах Арросмита.

Простояв в гавани Гонолулу с 25 марта по 7 апреля, оба шлюпа отправились в Ново-Архангельск и, прибыв туда около половины мая, нашли бот совершенно уже готовым² и толмачей приисканными. 30-го того же месяца, взяв с собою и новопостроенный бот, капитан Васильев отправился в море.

12 июня прибыли на остров Уналашку. На этом переходе, между прочим, оказалось, что бот не в состоянии держаться со шлюпами, почему «Открытие» принужден был иметь его у себя на буксире.

По краткости остававшегося времени для плавания в Полярном море, капитан Васильев почел за лучшее отделить шлюп «Благонамеренный», поручив капитану Шишмареву исследование берегов Азии к северу от Берингова пролива и отыскание там прохода в Атлантический океан, или, в случае неудачи, опись Чукотской земли; а сам хотел описать берег между Бристольскою губою и Нортоновым заливом, потом идти на север вдоль берегов Америки и искать с этой стороны северного прохода. Бот остался при капитане Васильеве.

Повторив еще раз определение островов Павла и Георга, капитан Васильев поручил лейтенанту Авинову, командовавшему ботом, снять берег между мысами Невенгамом и Дерби,и потом соедениться с ним, к 20 июля, у о. Стюарта (в Нортоновом заливе); если же там не найдет шлюпа, или работы не будут к тому времени кончены, то идти прямо в Петропавловский порт. Сам же Васильев, с его шлюпом, отправился в Нортонов залив и на пути туда, 21 июля открыл остров Нунивок, съемки которому однако не имел времени сделать, ибо торопился в Полярное море. Продолжая путь к северу, 20-го останавливался у мыса Дерби, и не найдя там бота, отправился далее. 31-го увидел мыс Лизбурн.

Следуя вдоль берега с туманом и переменными ветрами, 3 августа достиг он широты 70°40" N в долготе 161°27" W и здесь опять встретил сплошной лед от W через N до NO. Желая осмотреть ледяной мыс, спустился он ниже и 4 августа определил его в широте 70°33" N. Выдержав потом жестокий шторм, в продолжении которого шлюп едва не раздавило окружавшим его льдом, капитан Васильев направился к югу и 9-го вышел из Ледовитого моря, миновав мыс Лизбурн.

Отсюда заходил он еще раз к мысу Дерби и к острову Стюарта, где узнал от жителей, что они никакого судна не видели, и направил путь в Камчатку. 8 сентября прибыл в Петропавловский порт. Тут нашел он и бот лейтенанта Авинова, который в продолжении этого времени описал часть берега от мыса Невенгама к северу, но был принужден прекратить работы прежде окончания их по той причине, что в команде его стала показываться цинга, притом и самый бот имел дурные качества.

Между тем капитан Шишмарев, следуя от Уналашки к северу, 4 июня увидел неизвестный до того берег, которого, однако, по малой глубине не мог осмотреть подробнее (впоследствии оказалось, что это был мыс Румянцова, лежащий при входе с юга в Нортонов залив). Описав северный берег острова Св. Лаврентия, капитан Шишмарев заходил в залив того же имени на материке, а потом продолжал плавание близ берегов Азии. Часто встречая льды и противные ветра, 21 июля спустился он к американскому берегу и положил якорь близ мыса Мульграва в широте 67° 34´ N. Сделав здесь запас дров из выкидного леса, на другой же день снова пустился он к берегам Азии, но льды опять не допустили его туда и заставили обратиться на север. Августа 1-го шлюп находился в широте 70°13" N, а 4-го увидели мыс Сердце-Камень. Встречая постоянные препятствия ото льда, бурь и противных ветров, капитан Шишмарев решился идти отсюда в Мечигменский залив, в котором надеялся подкрепить команду свежими запасами.

Получив в этом месте от Чукчей все нужное, в половине августа перешел он к острову Св. Лаврентия для окончания съемки его северного берега, а оттуда направил курс в Камчатку и 21 сентября прибыл в Петропавловский порт, определив на пути остров Св. Матфея, открытый лейтенантом Синдом.

Соединивши здесь отряд свой, капитан Васильев стал готовиться в обратный путь и в половине октября вышел в море, намереваясь следовать вокруг мыса Горна.

Через три дня по выходе, во время тумана, шлюпы разлучились, и «Открытие» пошел к острову Овайги - месту условленного рандеву. Сопутствуемый до 30° N широты крепкими северными ветрами, прибыл он в гавань Гонолулу 27 ноября и нашел тут шлюп «Благонамеренный», прибывший тремя днями ранее.

20 декабря шлюпы отправились отсюда и, пройдя без особенных приключений жарким поясом, в половине февраля достигли широты 57° S в долготе 281° О. Здесь выдержали они четырехдневный шторм от SW, сопровождаемый мрачностью и снегом.

Пройдя меридиан мыса Горна 18-го числа, стали держать к северу и в половине марта прибыли в Рио-Жанейро.

Кончив к 5 мая все неизбежные после длинного перехода поправки в такелаже и корпусе шлюпов и сделав новые запасы воды и провизии, отправились далее. 19 мая вошли в полосу пассата и ровно через месяц после того вышли из пределов NO. В начале июля отряд прошел Британским каналом и, остановившись на пять дней в Копенгагене, 2 августа 1822 года прибыл в Кронштадт.

Этой экспедиции мы обязаны исследованием значительной части берегов Америки, именно от мыса Невенгама до Нортонова залива, весь этот обширный залив, и потом от мыса Лизбурна до мыса Ледяного³; также некоторой части берегов Азии, до мыса Сердце-Камень. Главнейшая же цель - северный проход - разумеется, и не могла быть достигнута⁴.

Несколько сведений о произведенных этой экспедицией описях помещено в «Хронологической истории всех путешествий Берха, ч II, стр. 1-20.

_______________________________________________________________________________________________________________________

¹ Впоследствии оказалось, что эта группа та же, что и острова «Пейетер», незадолго пред тем открытые. См Доп. к разбору Атласа Южного моря, соч. адмирала Крузенштерна.

² Размеры этого бота не показаны, но по журналу видно, что он углублялся около 4 футов и потому, вероятно, был не более 40 или 45 футов.

³ Замечательно, что съемка берега между мысами Лизбурном и Ледяным, сделанная капитаном Васильевым, совершенно сходствует со съемкою, произведенною там же со шлюпа «Блюссом» капитаном Бичи.

⁴ Шканечн. пут. журналы, донесения начальника отряда и записки капитана Шишмарева.

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Открытие" (1819-1822)

Звания и имена Примечания

Командир, капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев

Скончался в 1847 г. Вице-Адмирал, Генерал-интендант
Лейтенант Александр Авинов Скончался
Лейтенант Павел Зеленой Скончался в 1829г., кап. 2 ранга и командир корабля.
Роман Бойль Скончался
Мичман Иван Стогов
Мичман Роман Галл Скончался в 1822г., в обратном плавании, в Рио-Жанейро.
Гардемарин кн. Григорий Пагава Скончался на службе на корабле, капитан-лейтенант
Штурман Михаил Рыдалев Скончался в Астрахани, полковник,части мнспекторов штурманов.
Шт. помощник Алексей Коргуев Скончался на службе.
Шт. помощник Андоей Худобин Скончался на шл. Моллер на пути из Камчатки в Кронштадт.
Лекарь Иван Ковалев
Астроном Павел Тарханов Скончался в 1839г. Астроном при Сибирской обсерватории
Живописец Емельян Корнеев
Нижних чинов.............68

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Благонамеренный"