Тема «Солнце. Его значение для жизни на Земле»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оглавление

    Введение …………………………………………………………………… 2

    Глава I. О том, что такое солнце и как оно выглядит …………………... 4

    Глава II. Зачем нужно солнце …………………………………………….. 5

    Заключение ………………………………………………………………… 8

    Список литературы ………………………………………………………... 9

Введение

Каждый день на небе мы видим солнышко. Всем известно, что свет Солнца важен и растениям, и животным, и людям. Мы просыпаемся и гуляем тогда, когда светит Солнце. А когда его нет на небе, то мы спим.

«В небе солнце светит ярко.

А зачем? И земле от света жарко Вместе с тем. Я хочу узнать скорее, Что к чему. Солнышко, свети сильнее! И пойму!»

Цель работы: Узнать, что такое Солнце, показать его значение в жизни животных, растений и человека.

    Найти ответы на вопросы: Что такое Солнце? Как оно выглядит? Какого размера Солнце? Зачем нужно Солнце? Далеко ли до него? Почему оно греет? Почему бывает день и ночь? Почему бывают лето и зима, весна и осень? Какие планеты, кроме Земли, вращаются вокруг Солнца?

    Провести опыты и понаблюдать за растениями и животными.

Наша работа нужна всем, чтобы все поняли, что важно быть наблюдательным, любить природу, беречь её.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. О том, что такое Солнце и как оно выглядит

Когда наступает вечер, небо темнеет и на нём появляются самые яркие звёзды. Постепенно звёзд становится всё больше. Сколько их? Много миллионов! - скажут учёные, которые изучили фотографии звёздного неба.

Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Она представляет собой раскалённый газовый шар. Другие звёзды находятся от нас в миллионы раз дальше, поэтому они нам кажутся лишь слабенькими точками на тёмном небе.

По нашим представлениям Солнце выглядит так:

По сравнению с миллиардами звёзд Вселенной наше Солнце считается средним по размеру, т. е. половина других звезд больше него и половина меньше. Солнце в 109 раз больше Земли.

Глава II. Зачем нужно солнце

Планеты - это холодные небесные тела. Они, как и наша Земля, движутся вокруг Солнца. Солнце освещает планеты, и поэтому мы их можем видеть. Восемь больших планет вращаются вокруг Солнца - это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

От Земли до Солнца примерно 150 000 000 километров. Для того, чтобы добраться до него, туристу понадобилось бы 15 тысяч лет, автомобилю - 200 лет, самолёту - 20 лет, а искусственному спутнику - 7 месяцев.

Температура на поверхности Солнца 6 000 градусов. Внутри Солнца температура еще выше, чем на поверхности - 15 млн градусов. Солнечная энергия в виде света и теплоты рассеивается в космическом пространстве и через 150 000 000 км приходит на Землю, чтобы дать жизнь всему живому. Чтобы пройти космическое пространство и достигнуть Земли, солнечным лучам нужно всего около восьми минут.

Благодаря притяжению Солнца Земля и другие планеты солнечной системы удерживаются на своих орбитах. Энергия Солнца определяет и погоду на Земле - солнечное тепло вызывает движение воздуха (ветер), а также дождь, усиливает испарение. Без солнечного света и тепла на Земле не могло бы существовать все живое.

Свет - это жизнь! А тепло - необходимое условие для жизни.

Нам стало интересно понаблюдать, что произойдёт, если растение поместить в тёмное место. Для опыта мы взяли 2 луковицы и поставили в стаканы с водой на прорастание: одну на подоконник, другую в шкаф. Через две недели сравнили: на свету перья у лука выросли короче и зеленые, в шкафу тоньше, длиннее и желтые (Приложение). Лук с жёлтыми перьями оставили стоять на подоконнике. Через день он тоже стал зелёным. Из книги я узнал, что при свете растения выделяют кислород и получают хлорофилл (зелёную окраску) - пищу для растений.

Мама часто на подоконнике разворачивает комнатные цветы в другую сторону, потому что листочки всё время тянутся к свету.

Наши родители каждый год заносят весной картофель в тёплое и светлое место для прорастания. В тепле он быстро даёт ростки, а на свету зеленеет. Это важно для посадки.

В декабре мы принесли в класс веточку ивы и поставили в воду. Заметили, что почки стали набухать и к концу января появились «пушинки» (Приложение).

Наша учительница не закрыла на ночь форточку в классе и цветок на подоконнике замёрз (Приложение).

Растения служат пищей для животного и человека. Животные при свете лучше видят и ориентируются.

На территории нашего села есть птицефабрика, где работают наши родители. По рассказам мы знаем, что в корпусах устанавливают специальное искусственное освещение и тепло, для того, чтобы куры лучше и больше несли яйца.

Мы прочитали, что лягушка, когда тепло активна, а при холоде, где находится, там и замирает.

При свете люди и животные получают витамин Д, нужный для здоровья. Положительно Солнце влияет на настроение человека.

Сделали вывод, что для жизни растений, животных и человека необходим свет и тепло.

Все знают, что днём светло, а ночью темно. День бывает на той части земного шара, которая повёрнута к Солнцу и освещается его лучами. А другая половина Земли в это время повёрнута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Земной шар всё время вращается, как волчок, и поэтому день и ночь сменяют друг друга.

Летом Солнце поднимается высоко в небе. Дни длинные и тёплые. А зимой Солнце ходит по небу низко. Дни короткие и холодные. Почему такая разница? Земля - спутник Солнца, и за год она обходит вокруг него один раз. Когда Земля располагается так, как показано на первом рисунке (Приложение), Северное полушарие, в котором мы живём, лучше освещается Солнцем, и у нас в это время лето.

В Южном полушарии в это время зима. Через полгода, когда Земля передвинется так, что окажется по другую сторону от Солнца, как показано на втором рисунке (Приложение), Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там будет зима. А в Южном полушарии в это время наступит лето.

Солнце может быть полезным и вредным. Вредным - если не соблюдать правила поведения на улице, когда жарко. Можно получить солнечный удар, если не носить головной убор или ожог, если долго быть на пляже. Полезным, так как солнце даёт тепло и свет всем живым организмам.

Солнце светит не всегда, поэтому солнечные батарейки накапливают солнечный свет и вырабатывают электричество.

Заключение

Изучив литературу и проведя наблюдения, мы сделали вывод, что Солнце дает жизнь всему живому на Земле. И жизнь без Солнца на Земле невозможна.

Цель работы достигнута - мы узнали, что Солнце - это звезда, которая представляет собой огромнейший шар раскалённого газа. Оно имеет большое значение в жизни животных, растений и человека. Солнце является источником света и тепла для жизни животных, растений и человека. Свет - это жизнь для живых организмов. А тепло - это необходимое условие для жизни.

Познакомились о смене дня и ночи, почему бывает зима и лето, весна и осень. Научились работать с книгами.

Наша работа нужна всем, чтобы понять, как важно быть наблюдательным, любить и беречь природу.

Тучка прячется за лес,Смотрит солнышко с небес.И такое чистое, Доброе, лучистое.Если б мы его достали,Мы б его расцеловали. (Г. Бойко)

Библиографический список

    Д.В. Кошевар «Отличная энциклопедия» издательство «АСТ», Москва, 2015.

    Д. Эллиот и К. Кинг «детская энциклопедия» издательство «Росмэн-Пресс», Москва, 2005.

    Ресурсы сайта интернет: http://otvetkak.ru/interesting-facts/planets/skolko-planet-v-solnechnoj-sisteme.html, http://www.kakprosto.ru/kak-883495-kakogo-razmera-solnce, http://shkolazhizni.ru/world/articles/4520/.

Приложение

Солнце - вечный наш двигатель, который проработает еще много миллиардов лет. Известно, что лишь маленькая часть (примерно одна миллиардная) энергии Солнца падает на нашу Землю. Тем не менее этой энергии хватает для поддерживания жизни на Земле

О чем говорит история

Еще до нашей эры люди знали о значимости Солнца для нашей планеты. Правда тогда никто не предполагал насколько сильно наша планета зависит от нее. Жители разных государств по-разному называли Солнце: кто-то Богом, а кто-то святым могуществом.

Положительные стороны солнечных лучей

Солнечные лучи выполняют много обязанностей на нашей Земле, и основные из них:

  • Процесс фотосинтеза
  • Идеальная температура для поддержания жизни

Фотосинтез - процесс, который происходит с растениями. Каждое растение на Земле без остановки осуществляет этот процесс, а именно получает порции лучей от Солнца и при их помощи поглощает углекислый газ и выделяет чистый кислород. Поэтому все чем мы дышим - это производство солнечных лучей и растений.

Также солнечные лучи помогают поддерживать температуру для жизни организмов.Если бы лучи Солнца не падали на Землю, то на планете стоял бы адский холод и никакой организм не смог бы прожить даже десяти минут.

И, конечно же, свет. Солнце освещает нашу планету, и за счет этого мы видим все, что происходит вокруг. Некоторые возразили бы: а ведь ночью Солнце не светит, и все равно все видно, хоть и не так хорошо как днем. На такое возражение есть четкий ответ: ночью нашу планету освещает Луна, а ведь без Солнца Луна бы не светила! Именно так, лучи солнца падают на Луну, а она в свою очередь отражает эти лучи на нашу планету.

Отрицательные стороны солнечных лучей

Какие отрицательные стороны есть у солнечных лучей? Никаких, разве что радиационные лучи, которые за несколько минут могут уничтожить Землю. Однако, наша планета покрыта озоновым слоем, который защищает ее от воздействия радиационных лучей Солнца. Ученые предполагают, что озоновый слой Земли когда-нибудь разрушится, и все живое на Земле погибнет, но это случится не скоро, разве что спустя несколько миллиардов лет. Поэтому, можно сказать, что отрицательных сторон у солнечных лучей нет.

Солнце играет очень большую роль в жизни нашей планеты. Оно источник света и тепла на Земле. Испарение воды, выпадение осадков, течение рек, бури, грозы, засуши и все другие явления, обусловливающие климат и погоду на Земле, зависят от нагревания Земли Солнцем и изменяются в зависимости от изменений, происходящих на Солнце.

Так, по В.И. Вернадскому, самая существенная особенность биосферы -- это биогенная миграция атомов химических элементов, вызываемая лучистой энергией Солнца и проявляющаяся в процессе обмена веществ, росте и размножении организмов Вернадский В.И. Биосфера (избранные труды по биогеохимии). М., 1967. - С. 56-61. .

К своеобразной разновидности круговоротов в биосфере относятся ее ритмические изменения. Ритмикой называется повторяемость во времени комплекса процессов, которые каждый раз развиваются в одном направлении. При этом различают две ее формы: периодическую -- это ритмы одинаковой длительности (время оборота Земли вокруг оси) и циклическую -- ритмы переменной длительности. Периодичность в биосфере проявляется во многих процессах: тектонических, осадко-накоплении, климатических, биологических и многих других. Ритмы бывают различной продолжительности: геологические, вековые, внутривековые, годовые, суточные и т.д.

Некоторые ритмы связаны с неравномерным облучением Земли в связи с ее движением вокруг Солнца. Изменение времени наступления равноденствий, наклона оси вращения к эклиптике и эксцентриситета земной орбиты соответствует периодам около 21 000 лет, 40000 лет и около 92000 лет. Эти периоды, выделенные югославским ученым М. Миланковичем, могли служить причиной климатических колебаний См. подробнее: Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. М., 1989. С. 108..

Солнечная радиация - поступающая на Землю энергия солнечного излучения в виде потока электромагнитных волн. Солнце излучает вокруг мощное электромагнитное излучение. Всего одна двухмиллиардная его доля попадает в верхние слои атмосферы Земли, но и она составляет огромное число калорий в минуту.

Далеко не весь энергетический поток достигает поверхности Земли. Большая его часть отбрасывается планетой в мировое пространство. Земля отражает атаку тех лучей, которые губительны для живого вещества планеты. На дальнейшем пути к Земле солнечные лучи встречают препятствие в виде наполняющих атмосферу водяного пара, молекул углекислого газа и частичек пыли, взвешенных в воздухе. Атмосферный «фильтр» поглощает значительную часть лучей, рассеивает их, отражает. Особенно велика отражательная способность облаков. В результате непосредственно земная поверхность получает лишь 2/3 той радиации, которая пропускается озоновым экраном, но и из этой части многое отражается в соответствии с отражательной способностью различных поверхностей.

На всю поверхность Земли поступает чуть более 100 тыс. калорий на 1см2 в минуту. Эта радиация поглощается растительностью, почвой, поверхностью морей и океанов. Она превращается в тепло, которое расходуется на прогревание слоев атмосферы, движение воздушных и водных масс, на создание всего великого разнообразия форм жизни на Земле.

Солнечная радиация поступает на земную поверхность различными путями:

1) прямая радиация: поступление радиации непосредственно от Солнца, если оно не закрыто облаками;

2) рассеянная радиация: поступление радиации от небесного свода или облаков, рассеивающих солнечные лучи;

3) тепловая радиация: поступление радиации происходит от атмосферы, нагревшейся в результате воздействия радиации.

Прямая и рассеянная радиация поступает только днем и вместе они составляют суммарную радиацию. Та солнечная радиация, которая остается после потери на отражение от поверхности, называется поглощенной. Солнечную радиацию измеряют актинометром.

Космические лучи -- поток частиц высоких энергий, со всех сторон падающий на Землю. Ядерные реакции в высоких слоях атмосферы вызваны космическими лучами отнюдь не солнечного, а галактического происхождения. И тем не менее, интенсивность этих космических лучей связана с солнечной активностью: чем больше пятен на Солнце, тем слабее поток космических лучей. Эта связь осуществляется солнечным ветром.

Солнечный ветер на расстоянии порядка 1013 м, т. е. на расстоянии примерно полусотни радиусов земной орбиты, сжимает силовые линии галактических магнитных полей Подробнее см.: Бялко А.В. Наша планета Земля. М., 1989. С. 133.. Космические лучи распространяются в основном вдоль магнитного поля. Только наиболее энергичные частицы космических лучей Галактики могут проникнуть вглубь этого магнитного пузырька вокруг Солнца. Расстояние до его границы солнечный ветер проходит за полгода - год. При спокойном Солнце солнечный ветер слабее, граница солнечной магнитосферы придвигается ближе и становится менее плотной. В результате растет интенсивность космических лучей, достигающих Земли, и доля 14С в атмосферной углекислоте.

Тепловое излучение Солнца постоянно. Солнечная активность изменяет только коротковолновую, нетепловую часть излучения при длинах волн, меньших 100 нм. На эту область, однако, приходится менее 1 % всей светимости Солнца. Коротковолновая часть солнечного излучения не проникает через верхние слои земной атмосферы. Поэтому солнечная активность практически не меняет тепловой поток, приходящий к нашей планете, почти не сказывается на погоде Земли. Переменное коротковолновое излучение Солнца существенно изменяет состояние только самой внешней оболочки земной атмосферы.

И ветры, и течения вызваны падающим на Землю излучением Солнца. Оно дает энергию движениям атмосферы и океана. Эта энергия диссипируется, переходит в тепло, при этом действительно возникают силы трения. Однако эти силы -- внутренние. Для каждой такой силы, замедляющей вращение планеты, по третьему закону Ньютона найдется равная и противоположно направленная сила, ускоряющая вращение Земли. Суммарный момент всех внутренних сил равен нулю. Солнечное излучение не изменяет момента количества движения Земли -- ветры и течения в среднем не замедляют Землю и не ускоряют ее.

Урок окружающего мира по ФГОС в 3 классе

на тему: «Значение Солнца для жизни на Земле»

Учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год.

учитель начальных классов: Иванова Ольга Викторовна

МОУ «Основная общеобразовательная школа» р.п. Турки, Саратовская обл.

Цели: дать понятие о Солнце как источнике света и тепла;

определить, что Солнце является центром Солнечной системы;

рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;

развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;

Тип урока : урок - исследование,

Методы : проблемный, частично-поисковый, наглядный, репродуктивный, игровой, критического мышления через чтение и письмо (Ассоциация, Инсерт. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу )

Оборудование: книга, презентация к уроку

Умения: понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения, формулировать простейшие выводы на основе изученного материала, умения анализировать, делать выводы. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути их преодоления. Познавательные УУД:понимание информации, представленной в изобразительной, модельной схеме, осуществление для решения учебных задач операций сравнения, установления причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умение строить небольшие монологические высказывания. Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осознавать трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков, интерес и уважение к природе. Предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на модели и иллюстрации, обогащение природоведческого кругозора, усвоение природоведческих понятий на практическом уровне.

Задачи: организовать деятельность детей по ознакомлению с Солнцем, как ближайшей звездой;

Способствовать осознанию того, что Земля не может существовать без солнечного света и тепла.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: текст сказки про луну и Солнце, оценочный лист, карточки для работы в группах, презентация.

I Организационный момент.

Психологический настрой учащихся .

Ребята, мне очень хочется рассказать вам сказку про Солнце и Луну.

Заспорили как-то Солнце и Луна. Даже не поспорили, а просто - поругались.

Уходи, - сказало Солнце Луне, зачем ты нужна? Ты не можешь дать людям ничего, кроме тусклого, матового свечения. Мои же радужные и весёлые, солнечные блики дают миру и ласку, и тепло, и жизнь всему живому на земле. Уходи! Земля сможет прожить без твоего тёмного и унылого света!

Луна обиделась, и, конечно, ушла. Она спряталась за дымчатой горой, решив в белесом тумане провести свою жизнь, чтобы никого боле не тревожить своим ненужным сверканием.

На земле воцарился вечный Эдем света и тепла. Деревья стали плодоносить чаще, радуя небывалыми урожаями. стали неимоверно - пленительно благоухать. Звери, птицы, всё живое вокруг - заиграло фантастической, ни с чем не сравнимой, гаммой цветов и красок.

Сияющая идиллия вечно яркого света на земле, конечно, спустя время, стала приносить и свой вред. Некоторые деревья и кустарники - стали погибать от изнуряющего света. Многие звери и птицы не могли найти долгожданную тень и прохладу, чтобы спастись от палящих солнечных лучей. И тогда, глупое Солнышко разыскало Луну и сказало:

Прости меня, но не за то, что я прогнало тебя.... И не за то, что запретило тебе приходить на землю в свой черёд..... Просто прости, что я тебя не любила раньше, за то, какая ты есть....

Ребята, что вы можете сказать про главного героя этой сказки - Солнце?

(Когда светит солнце, то у нас поднимается настроение, солнце дает жизнь на нашей планете. Однако иногда солнце может очень сильно палить нашу Землю и тогда начинается засуха).

Почему человек часто называет его « солнышко», с чем это связано?

(Человек очень любит солнце)

Какое настроение стало у вас после прослушивания сказки? Выберите изображения, которые отражают ваши эмоции.

- Вы уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Верно, сегодня я буду рассказывать вам о Солнце и его значении для жизни на Земле,

II. Повторение изученного ранее.

1.Фронтальный опрос. (Прием «Мозговой штурм»)

1. Какая планета Солнечной системы самая большая?

2.Какая планета Солнечной системы самая маленькая?

    Какая планета имеет плоское светящееся кольцо?

4.Какое небесное тело не является планетой?

5.Зависит ли температура на поверхности планет от удалённости от Солнца?

2.Индивидуальный опрос.

    Мир с точки зрения астронома.

    Естественное небесное тело, сопровождающее планету.

    Раскалённое космическое тело, которое излучает свет и тепло.

    Наука о космических телах.

    Земля.

2

3

1

4

5

III. Мотивация учебной деятельности.

- Как вы думаете, без чего не может быть жизни на Земле?

Представьте себе, что Солнце исчезло с нашего небосклона, что тогда произойдет на Земле? (Проблемная ситуация)

А вот может ли такое произойти, вы узнаете в конце нашего урока.

IV Постановка цели урока.

С глубокой древности загадочное и далёкое, окутанное покровами тайн, наше дневное светило привлекало внимание учёных. Сегодня мы попытаемся пойти по стопам учёных и ответить на некоторые вопросы, связанные с этим загадочным небесным телом.

Какую задачу поставим перед собой?

Могла ли существовать жизнь, если бы не было солнечного тепла и света?

Сформулируем тему урока « Значение Солнца для жизни на Земле».

V . Организация восприятия и осмысления новой информации.

В первую очередь нам необходимо разобраться, что же такое солнце?

Солнце - могучий источник всякой жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо - ни человек, ни животное, ни насекомое - не могло бы жить.
Солнечное тепло - источник всякой работы, или, как говорят, энергии, на Земле.

В течение одной минуты составьте в своих тетрадях все ассоциации к слову солнце.

(каникулы, жара, блин, одуванчик, светило, лето, отдых, богатырь)

Итог : все вы подобрали верные слова.

Физминутка: астрономическая считалка (в презентации)

Сегодня на уроке мы будем исследователями. Мы узнаем, почему на Земле происходит смена времен года. Рассмотрим схему тепловых поясов земли. Отчего на нашей планете бывает день и ночь?

Кто же такие: исследователи?

(это открыватели новых знаний, это экспериментаторы, добытчики доказательств)

- работа в группах

Скажите, пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы надеваете перед выходом на улицу?

Оказывается, столько всего интересного мы делаем каждый день, исходя из времени года. Летом отдыхаем на природе, осенью собираем гербарий из листьев, зимой катаемся на коньках и лыжах, а весной сбрасываем теплую одежку и радуемся ласковому солнцу. Каждое время года приносит что-то другое и новое. Каждый сезон меняет наш образ жизни, вид , влияет на прогулки и развлечения.

Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос: Как происходит смена времен года. Вспомним правила работы в группах.

Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспрашиваем партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника.

Дети работают со статьей с помощью технологии Инсерта. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу

(+) узнал что-то новое

Уже знал, материал мне знаком

(?) не очень понятно, хочу узнать поподробнее

(!) я не согласен с этим

Задание для второй группы: Схема тепловых поясов земли. Прочитайте в учебнике на стр.17 об экваториальном поясе и расскажите, почему там всегда тепло: и зимой, и летом.

Задание для третьей группы: смена дня и ночи

Провести опыт с лампой и глобусом. Обратить внимание, какая сторона глобуса освещена, а какая находится в тени.

Отчет о ходе исследования занесем в таблицу: Значение Солнца для жизни на Земле

Работа по таблице на доске. Отчет делают руководители групп

смена времен года (1 группа)

Земля находится на орбите Солнца не прямо, а под наклоном, ось Земли и орбита Солнца образуют угол 23 градуса 27 минут. И получается, то одно полушарие всегда к Солнцу ближе, а второе дальше. Поэтому на одном лето, а на втором зима

тепловые пояса земли (2 группа)

Вследствие неравномерного нагрева нашей планеты Солнцем и распределения по земной поверхности, климаты Земли очень разн Экваториальный климатический пояс. Для этого типа климата характерно господство экваториальных в течение всего года. В дни весеннего (21 марта) и осеннего (21 сентября) равноденствия Солнце стоит в зените и сильно нагревает Землю. Температура воздуха в этом климатическом поясе постоянна (+24-28°С).

смена дня и ночи(3 группа)

Вращаясь вокруг своей воображаемой оси, Земля поворачивается к Солнцу одной стороной (здесь- день). В это время на другой стороне Земли ночь

Совсем не понятно- красный цвет,

Надо повторить ещё раз – желтый,

Всё легко и просто - зеленый

Вывод: Солнце - могучий источник жизни на Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо - ни человек, ни животное, не могли бы жить. Солнечное тепло идет на нагревание земной поверхности. Без этого наша планета замерзла бы, на ней установился бы холод. Нагреваясь, земная поверхность отдает часть тепла окружающему ее воздушному океану - атмосфере.

VI . Закрепление учебного материала.

Вспоминаем пройденное на кружке « Я- исследователь»

Мы выполняли следующий опыт: посадили чеснок в двух горшках и поместили растения в разные места: одно- в темный шкаф, а другое на подоконник. Регулярно их поливали. Через несколько дней мы их сравнили, оказалось, что в темном месте растение даже не проросло, а в светлом месте дало хорошие всходы. Это видно на фото.

1.Дифференцированная самостоятельная работа .

Игра «Поставь по порядку планеты Солнечной системы» в приложении к уроку

2.Работа в парах:

Задание №15 в рабочей тетради. « Условия жизни на Земле»

Взаимопроверка.

Поднимите руки, кому удалось выполнить задание без ошибок? А кто допустил ошибку?

3. Игра «Солнечные предметы». Творческое задание

- Попробуйте ответить на вопросы и обосновать свой ответ.

Ø Какой день недели можно назвать солнечным?

Ø Назовите самый солнечный месяц года.

Ø Самый солнечный цветок?

Ø Самое солнечное событие в жизни человека?

Ø Самый солнечный зверь? Насекомое? Птица?

Ø Самое солнечное качество?

- слово учителя

Уже очень давно люди считают Солнце святым и праведным. Солнце согревает землю, в которую бросают зерно, к Солнцу тянется зелёный стебелёк, под солнцем он превращается в хлебный колосок. Древний человек представлял солнце в виде огненного колеса, что катилось с неба. И от этого солнечного пути на небе зависит жизнь всего живого. Солнце почитали все- и дети, и взрослые. Грехом считалось показывать на солнце пальцем, плевать в сторону солнца, бросать камни.

С Солнцем связано много сказок, чудес, поверий.

Дети называют «солнышком» насекомое (божью коровку). Когда на небе появляются тучи, божью коровку садили на ладошку и проговаривали:

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко,

Там твои детки просят конфетки!!!

Если божья коровка ринется ввысь- скоро выглянет солнце, а если только чуть расправит крылья- то тучи закроют солнце.

Вспомните начало нашего урока. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце - звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли - 150 млн. км. Температура солнечной поверхности - 6000 градусов, а возле центра - 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды http://konkurs.сайт/

Солнце - источник тепла и света, без которого было бы невозможно возникновение и существование жизни на нашей планете. Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.

Солнце - самое великое, что могут видеть глаза человека
Роберт Давыдов

Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Но первобытным людям Солнце представлялось каким-то сверхъестественным существом. Оно обожествлялось почти всеми народами древности. Наши предки славяне поклонялись богу солнечных лучей - Яриле, а у древних римлян был бог Солнца - Аполлон. Цари и князья, чтобы возвеличить свою власть, старались внушить людям представление о своем происхождении от бога Солнца.

Солнце содержит в себе огромнейшее количество энергии. На Землю попадают лишь около одной половины миллиардной доли этой энергии. Но именно благодаря ей на Земле происходит круговорот воды, дуют ветры, развивалась и развивается жизнь. Однако есть и минусы в этом, казалось бы, позитивном, явлении. Дыры в озоновом слое атмосферы, излучение, лишенное хотя бы минимальной защиты, все это вызывает определенные неудобства и серьезные проблемы, не позволяющие полностью наслаждаться теми благами и той пользой, которую может дать Солнце. Преждевременное старение кожи, покраснение, ожоги кожи и сетчатки глаз, неэстетичные пятна, потеря сознания во время так называемого "солнечного удара" и даже увеличение риска заболеть раковыми заболеваниями - все это может быть вызвано слишком долгим нахождением под Солнцем.

И все-таки солнышко нам нужно чтобы, лежа на пляже, получить от солнечных ванн максимальный антистрессовый эффект, а под действием ультрафиолета наша кожа вырабатывает витамин D, который препятствует вымыванию кальция из костей и зубов, защищает сердце и сосуды и предотвращает появление некоторых раковых заболеваний. Благодаря витамину D в коже происходит равномерное распределение меланина, и она получает ровный оттенок загара.

Американские ученые выяснили, что солнечный свет может помочь при лечении кожных заболеваний путем активизации иммунной системы в поверхностных слоях кожи. Согласно новому исследованию, под действием солнечного света определенные клетки кожи переводят витамин D3 в активную форму. Это вызывает миграцию Т-клеток иммунной системы, которые разрушают инфицированные клетки и регулируют другие иммунные процессы.

Солнечное излучение стимулирует выработку эндорфинов, "гормонов удовольствия", поэтому считается, что солнечный свет - лучший природный антидепрессант. Его позитивное влияние распространяется и на сферу межличностных отношений: в то время как холод побуждает нас "закрыться", солнце, напротив, "раскрывает" нас по отношению к внешнему миру, к окружающим. Именно по этой причине летом нам легче вступать в новые контакты, заводить новых друзей.

Одним словом (или не одним), во всем нужно знать меру, и тогда Солнце, такое необходимое нам в любое время суток и года, будет ласковым и надежным другом, даря нам жизнь и наслаждение его солнечными лучами.