Проведение дидактической игры по экологии в старшей группе « Вершки и корешки. Подвижная игра: «Вершки и корешки» Подвижная игра вершки и корешки

Анна Сенич

Цель. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Ход игры. (Вариант1) Сегодня мы поиграем в игру, которая называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Взрослый разделяет детей и ставит их друг против друга) - Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли?

А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

(Можно провести под музыку, как подвижную игру). Дети после первого раза обмениваются вершками и корешками.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок).

(Вариант 2) Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

Источник: .

Ожидаемый результат : дети должны уметь классифицировать овощи по принципу съедобности корня или стебля.

Цели : развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внима­ние, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.

Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут на­зывать корешками, а съедобный плод на стебле - вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно - вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое. Детям с ОНР и ЗПР для опоры необходимы предметные картинки.

Вариант. Дети говорят «вершки» и поднимают руки вверх, «корешки» - опускают вниз, встают или садятся. Педагог гово­рит «вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.

Вторая половина дня

Дидактическая игра «Осенняя ярмарка»

Ожидаемый результат: дети должны знать, что овощи и фрук­ты можно заготавливать на зиму (солить, квасить, мариновать, су­шить, замораживать, консервировать, выжимать сок, варить варе­нье, джем, повидло, компот); называть заготовленный на зиму продукт, рассказывать, каким способом он заготовлен; выполнять роли продавца и покупателей, организатора ярмарки, строить ролевой диалог.

Цели: развивать речь, ролевое взаимодействие; воспитывать культуру общения.

Организатор ярмарки должен рассказывать о том, какие овощи и фрукты и как заготовлены на зиму. Продавец должен предлагать свой товар и отпускать его, покупатель - называть товар, который хочет купить, и способ его заготовки.

Дидактическое упражнение «Кто больше назовет блюд»

Ожидаемый результат: дети должны знать, что из овощей и фруктов можно приготовить различные блюда, называть их; быс­тро реагировать на вопрос воспитателя; быть внимательными; ловить брошенный мяч, точно его бросать педагогу.

Цели: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; вос­питывать выдержку, терпеливость.

Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, дол­жен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся Или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и догово­риться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий вы­крикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку преды­дущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продол­жается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изоб­ражением овощей и фруктов.

Театрализованная игра «Огород»

Ожидаемый результат: дети должны уметь выразительно пе­редавать образ, взаимодействовать с партнерами в мизансцене; читать стихи об овощах, ритмично выполнять движения, эмоци­онально окрашивать роль.

Цели: развивать воображение, артистизм, смелость при выступ­лении перед зрителями; формировать творческое начало личнос­ти ребенка.

Материалы: шапочки с изображением овощей.

Разыгрывается сценка «Будем знакомы!» (авт. В. Губернаторова).

Приходи, честной народ,

На веселый огород!

Овощей здесь целый воз!

Кто полезней? Вот вопрос.

1-й ребенок

И девчонки и мальчишки

Очень любят кочерыжки!

Я, капуста, не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

2-й ребенок

Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не варят.

Не готовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

3-й ребенок

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень.

Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

4-й ребенок

Летом свежий и зеленый,

А зимой хорош соленый.

Чем же я не молодец --

Крепкий, вкусный огурец?

5-й ребенок

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто - лук.

Дети (хором)

Познакомились вы с нами

И теперь узнали сами,

Чем же мы полезны вам -

И большим и малышам!

Драматизируется стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Педагог вы­полняет роль хозяйки, а дети - овощей. Дети читают стихотворение или поют его вместе с педагогом.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле?

Петрушка и свекла. Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Накрытые крышкой, на печке в горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!

И суп овощной получился неплох!

Варианты содержания дня

Дидактические игры

Мы считаем

Ожидаемый результат: дети должны уметь считать до пяти или десяти, правильно сочетая существительное с числительным; правильно называть овощ, который достают из корзины.

Цели: развивать целенаправленное внимание, количественный счет; формировать умение использовать навыки счета в быту.

Дети вместе с педагогом произносят зарифмованный текст, затем первый ребенок достает из корзины овощ и говорит: «Один огурец», передает овощ второму, который говорит: «Два огурца» и далее до пяти или десяти.

Раз, два, три, четыре, пять -

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

В ней много разных овощей,

(Фруктов много разных в ней.)

Что едят в сыром виде, а что в вареном?

Ожидаемый результат: дети должны уметь определять, что можно есть из овощей в сыром виде, а что в вареном; отвечать на вопрос развернутым предложением или реагировать хлоп­ками.

Цели : развивать фразовую речь, произвольное внимание; фор­мировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

Материалы : картинки с изображением овощей или муляжи (огурец, морковь, свекла, картофель, кабачок, баклажан, лук, репа, патиссон, томат, редис, капуста, петрушка).

Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». За­тем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя

Что растет в саду, огороде?

Ожидаемый результат: дети должны уметь классифицировать растения по месту произрастания; логически мыслить; называть обобщающие понятия, конкретизировать их.

Цели: развивать умение действовать по сигналу быстро; воспи­тывать честность при выполнении правил игры.

Материалы: карты с разными пейзажами для взрослого, ма­ленькие карточки для детей с изображением овощей и фруктов.

По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в со­ответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.

Найди по описанию

Источник: .

Ожидаемый результат: дети должны уметь находить овощи и фрукты по перечисленным признакам; описывать овощи и фрук­ты, выделяя характерные признаки.

Цели : развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внима­тельно выслушивать педагога.

Материалы: предметные картинки с изображением овощей и фруктов,

Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

Верни фрукты на дерево

Ожидаемый результат: дети должны знать, что фрукты растут на фруктовых деревьях; называть их, употреблять существитель­ное во множественном числе, сочетать числительное с существи­тельным..

Цели: развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных; воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.

Материалы: плоскостные изображения фруктов и деревьев.

Педагог задает детям вопрос, например: «Как называется де­рево, на котором растут яблоки?» Дети отвечают, отыскивают среди множества фруктов яблоки и «подвешивают» их к веточкам дерева. Педагог просит пересчитать яблоки и ответить, сколько их висит на яблоне. Если дети ошибаются в названии фруктового дерева, то право отгадки передается другим.

Вершки и корешки

Данное пособие состоит из 13 слайдов.
Цель игры: Способствовать развитию знаний об овощах.
Задачи: - В игровой форме познакомить детей с миром съедобных растений;
-Расширять кругозор – помочь узнать историю появления овощей на нашем столе, а также
получить сведения о питательных и целебных свойствах овощных культур.
Содержание работы со слайдами: На каждом из восьми слайдов (с 3 по 10 слайд) изображение одного
какого-либо овоща. Начиная знакомство с овощами, ребёнок должен отгадать загадку, потом подобрать
соответствующий рисунок и кликом мышки проверить правильность выбора – изображение овоща встанет на
место его контурного изображения. Если ребенок ошибся в выборе, картинка при нажатии на нее мышкой
станет прозрачной. Рассмотрев получившееся изображение, нужно ответить на вопрос: какая часть растения
использует человеком в пищу.
Когда все эти задания будут выполнены, ребёнок послушает небольшой рассказ о каждом из овощей и узнает,
почему он стал незаменимым продуктом на нашем столе. Смена слайда производится кликом мышки по
квадрату в правом нижнем углу слайда.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (Морковь).
Что съедобно у
морковки:
надземная часть, листья –
вершки, или подземная корешки?
ПОСЛУШАЙ
Морковь
называется
корнеплодом, потому что в
пищу используется ее корень.
В толстом оранжевом корне
моркови
накапливаются
питательные вещества. Если
осенью
морковку
не
выкапывать, а оставить в
земле, на будущий год она
снова даст зеленые побеги и
принесет семена. Для этого и
нужен
растению
запас
питательных веществ.
Морковь едят сырой и вареной.
Особенно полезен морковный
сок,
в
котором
много
витаминов,
необходимых
человеку
для
здоровья.
Морковный
сок
нужен
больным людям с плохим
зрением.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
-Как же мне без хруста,
Если я … (Капуста)
Что съедобно у капусты:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Кочан капусты – это огромная
почка, в которой большие
сочные
листья
тесно
прилегают друг к другу. В
пищу у кочанной капусты
используют именно эти листья,
поэтому
ее
называют
листовым овощем.
Капусту можно есть в сыром,
вареном и жареном виде, а
также квашенную. В листьях
капусты много витаминов.
Кроме кочанной за долгие
века люди вывели много
сортов капусты. Есть среди
них растения, у которых едят
цветочные бутоны – цветная
капуста, а есть и такие, у
которых
в
пищу
идет
разросшийся, как шар, стебель
– капуста кольраби.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не промокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы меня? Я - …
(Свекла)
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Люди используют свеклу в
пищу с глубокой древности.
Свекла – корнеплод, у нее
съедобная нижняя, корневая
часть. В массивном, красно –
фиолетового
цвета
корне
свеклы
содержаться
питательные вещества, сахар и
витамины.
Свеклу едят в вареном и
маринованном виде.
Кроме
обычной
столовой
свеклы люди вывели и другие
сорта: крупную оранжевую
свеклу для скота и белую
сахарную,
из
которой
получают сахар.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Круглый, круглый желтый бок
Сидит на грядке колобок,
Врос он в землю крепко.
Кто же это… (Репка).
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Репа – крупный, сладковатый
на вкус корнеплод. Она может
быть разных оттенков желтого
цвета: от ярко оранжевого до
почти белого.
Кроме питательных веществ в
репе
содержится
много
витаминов. Её можно есть в
сыром и вареном виде. Раньше
любимым
блюдом
была
пареная репа. Готовить её было
просто: очистить от кожуры,
положил в горшок с водой и
ставь в печь. Когда хотят
сказать о каком – то деле, что
оно
очень
простое,
вспоминают про это старинное
кушанье: «Проще пареной
репы».

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Он круглый, красный, как глаз
светофора.
Среди овощей нет сочней…
(Помидора).
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Родина помидоров – далекая
тропическая
Америка.
Поэтому они хорошо растут
только там, где тепло и
влажно. Помидоры называют
плодовыми овощами, потому
что в пищу употребляют их
спелые плоды. Из небольших
желтых цветков вырастают
плоды. Во второй половине
лета под лучами жаркого
солнца
эти
плоды
превращаются в крупные,
ароматные,
красные
помидоры. Они очень сочны и
вкусны. Помидоры едят в
сыром и консервированном
виде. Из них получают сок
который называют томатными,
потому что второе название
помидоров – томаты.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
И зелен и густ
На грядке куст.
А капни немножко –
Под кустом … (Картошка).
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Листья, стебли и корни
картофеля несъедобны, а его
плоды – маленькие зеленые
шарики

«яблочки»,
вырастающие
на
месте
опавших цветков, - даже
ядовиты. Но у картофельного
куста
есть
необычные
отростки стебля, на которых
появляются сочные клубни.
Мы привыкли называть их
картошкой.
В этих клубнях растение
запасает
питательные
вещества. В них содержится
крахмал
и
витамины.
Картофель едят в вареном,
жареном и печеном виде.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Летом в огороде свежие,
зеленые, а зимою в банке –
крепкие, соленые.
Угадайте, молодцы, как зовут
нас…(Огурцы)
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
У огурцов используют в пищу
молодые, сочные, зеленые
плоды, внутри которых можно
увидеть много мелких семян.
Огурчик покрытые мелкими,
колючими
бугорочками,
вырастают на месте ярких,
желтых цветов. Их не сразу
заметишь среди стелющихся
по земле стеблей и широких
резных листьев. Родина огурца
– жаркие страны, он любит
тепло и влагу, поэтому в наших
краях его выращивают в
теплицах. Едят огурцы в
свежем,
соленом
и
маринованном
виде.
Питательных веществ в них
много, огурцы очень вкусны и
улучшают аппетит.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Ощипали с Егорушки
Зеленые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук)
Что съедобно у лука: вершки
или корешки?
А может быть, и то, и другое?
ПОСЛУШАЙ
Лук – удивительное растение.
Над землей торчат его узкие
длинные
листья,
словно
зеленые перышки, а под
землей прячется луковица,
похожая на репку. Луковица –
это
подземный
побег,
покрытый толстыми сочными
чешуями

измененными
листьями. Лук родом из
засушливых мест, поэтому в
луковице растение запасает
воду на тот случай, если долго
не будет дождя.
У лука съедобные зеленые
листья – вершки и луковицы –
корешки. В луке много
витаминов, его сок обладает
целебными свойствами. Он
убивает вредных микробов,
поэтому в старину говорили:
«Лук – от семи недуг».

Дидактическая игра "Вершки и корешки"

Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять детей в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила. Искать свой вершок (плоды) или корешок (корни) можно только по сигналу воспитателя. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры. Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других плоды - вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется "Вершки и корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Дети дeлятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал "Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал: "Корешки, найдите свои вершки!". Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только "волшебные ворота" (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников

Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Ход игры:

(Вариант1) Сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Взрослый разделяет детей и ставит их друг против друга) — Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй — по корешку. Все взяли? А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.

(Можно провести под музыку, как подвижную игру). Дети после первого раза обмениваются вершками и корешками.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок).

(Вариант 2) Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что — корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле — вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.