Планировка квартир в доме на котельнической набережной. Байки легендарного дома на котельнической набережной

Cталинские высотки в Москве оказались весьма любопытной темой для читателей нашего сайта. Поэтому было решено опубликовать материалы о всех семи зданиях, связанных между собой сакральным смыслом. Товарищ Сталин задумал великое, не успел реализовать. Но тем не менее, столицу нашей родины город Москву украшают семь прекрасных зданий, потрясающих воображение и чарующих своей архитектурой.

Дом официально заложен 7 сентября 1947 г. — в день 800-летия Москвы у устья р. Яузы. На самом деле тут уже стоял корпус, построенный в 1938–1940 гг., в итоге ставший правым крылом высотки. Таким образом, строили после 1947 года центральную часть и левое крыло. Строили до 1952 гг. Авторы проекта - Д.Н.Чечулин, А.К.Ростковский, инженер Л.М.Гохман (они же - авторы правого крыла).

Дом как бы замыкает перспективу от Кремля к устью Яузы и построен так, чтобы быть отправной точкой для всех улиц, идущих к реке. В центральной части имеет 26 этажей (32 вместе с техническими этажами), в высоту достигает 176 м.

Здание задумывалось как город в городе. Это целый комплекс, куда входили почта, гастроном, химчистка, булочная и даже кинотеатр. Кстати этот самый кинотеатр – «Иллюзион» – существует и сейчас, в нем не крутят голливудские экшены, сюда приходят любители киноклассики из коллекции Госфильмофонда России.

Кто строил дом на Котельнической и кто в нем жил

Возведение дома осуществлялось как ни странно руками заключенных, которые во время строительства тут же и жили. Странное то, что Сталин допустил использование рабочей силы, явно не любящей вождя. А ведь затея у Сталина была далеко не только в том, чтобы построить удивительные по своей архитектуре здания. Он вкладывал в комплекс из восьми высоток смысл некого энергетического центра невиданной силы и непостижимой нами пока энергетики.

Дом на Котельнической сдали в эксплуатацию первым из сталинских высоток. В доме тогда насчитывалось около 700 квартир. Как теперь выражаются – квартиры с отделкой и мебелью. Во всяком случае кухни были обставлены белоснежной мебелью, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками.

Квартира в этом доме – предел мечтаний многих людей в советское время! Одно крыло предназначалось для проживания военных, а другое отдали творческой элите. Жильцам дома предоставлялось и представляется много удобств – живут прямо в центре Москвы, прекрасные виды из окна, зимой можно кататься на лыжах прямо на крыше дома и там же встречать Новый год – прямо с видом на Спасскую башню и под бой курантов, но не по телевизору или радио.

Квартиры в этом доме, а точнее их количество, является одной из самых странных тайн высотки на Котельнической. Ходит легенда о том, что в доме существует специальная сеть тайных проходов, по которым когда-то перемещались бдительные чекисты дабы узнать о чем говорят жильцы.

Учитывая, что дом строился также под контролем чекистов это не очень убедительная версия – подслушивающие устройства (пусть и не такие миниатюрные как теперь) существовали и тогда. Вероятнее, в доме действительно существуют тайные помещения, но вряд и они предназначены для контроля над жильцами дома.

Путеводитель по архитектурным стилям

Строительство высоток в Москве началось из-за стилистического разнобоя в городе: церковные купола еще в конце XIX века утратили функцию зрительной доминанты, и поэтому нужны были новые архитектурные формы. Тогда по указанию Сталина взяли курс на так называемый «сталинский ампир».

Московские высотки сочетают конструкторские достижения американских небоскребов с лучшими традициями русской архитектуры. Раньше отечественные архитекторы не строили домов выше 7-8 этажей. Но зодчие и инженеры справились с поставленной задачей и даже обосновали необходимость устройства лестничных клеток не по одной оси, а с постепенным сдвигом к центру - чтобы не давать раздолья сквозным ветрам.

Высота жилого дома на Котельнической набережной - 176 метров. Там 700 квартир, магазины, почта, химчистка, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г.С. Улановой.

Корпус А сначала был без декора. Украшения появились уже после постройки второго корпуса, чтобы стилистически объединить их. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. А в корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице.

Списки жильцов утверждал сам Сталин, поэтому заселили дом работники НКВД и люди искусства. Квартиры сдавали сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой, хрустальными люстрами, потолочной лепниной, дорогим паркетом и бронзовыми светильниками. Но при этом отделка и мебель были одинаковыми во всех квартирах. Передвигать или менять их жильцам запрещали. А местоположение элементов интерьера определялось не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.

В 700 квартирах этого дома без труда разместится население небольшого районного города. Здание рассчитано на 5 тысяч жильцов. В нем 32 этажа, несколько лифтов. Его пределы можно и не покидать. В доме-гиганте разместятся магазины, швейное ателье, детский сад, кинотеатр, бюро заказов и обслуживания…
Вот трехкомнатная квартира, уже обставленная мебелью: ковры, диваны, столы, мягкие кресла, стулья, картины, книжный шкаф, горки для чайной посуды... Просторная передняя. Рядом - гардеробная. Дальше - кабинет, столовая, спальня. Везде огромные окна. Уютные комнаты залиты солнечным светом. Повсюду телефонные штепсели (аппарат можно переносить в любую комнату), антенны для ламповых радиоприемников и телевизоров… В ванной плитка до самого потолка отливает перламутром. У стены - полотенцесушитель. Диван. Бра по бокам высокого зеркала. Непромокаемая занавеска загораживает ванну... Немного в стороне - кухня. Тут газовая плита, моечная раковина, холодильники: зимний и летний. И еще голубая замаскированная дверка мусоропровода.

Дом этот считался символом роскоши, и получить там квартиру было непросто. Вероятно, поэтому он вошел в кинематограф как признак достатка («Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги»).

Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Чечулин. Он жил там до самой смерти. Архитектору посчастливилось не видеть, как его творение медленно ветшает и теряет былой лоск.

А в конце 2016 года жилой дом на Котельнической набережной отреставрировали впервые после строительства.

Говорят, что... ...у «семи сестер» есть старшие братья-двойники в США. Прототипом дома на Котельнической набережной стал Wrigley Building .
...в этом доме была лучшая в округе булочная. И в холл корпуса Б каждый день приходила булочница с корзиной и продавала хлеб.
...дом строили силами заключенных, которые оставляли метки «строили зэки» на стеклах окон. Пытаясь сбежать, они прыгали на листах фанеры с высотки. Они же позировали для статуй, украсивших здание. Кстати, неизвестно каким образом прошла цензуру главная скульптурная группа комсомольца и комсомолки с оголенной грудью.
...на строительстве высотки работал зверь-прораб: рабочих по его приказу замуровывали в стенах за малейшую провинность. Но есть версия, что замуровали самого прораба.
...об архитекторе жилого дома на Котельнической набережной Дмитрие Чечулине после строительства и Библиотеки иностранной литературы говорили, что он «отчечулил Москву» .
...Твардовский и Раневская познакомились в этом доме. Однажды Твардовский забыл ключи, когда его семья была на даче, и ему захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После этого они проговорили несколько часов.
Раневская при прощании сказала: «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!».
А располагалась квартира актрисы на втором этаже над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. Об этом она говорила: «Живу над хлебом и зрелищами».
Получила Раневская эту квартиру тоже весьма своеобразно. Как-то раз к ней обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать. В ответ он услышал от Фаины Георгиевны, что она готова сотрудничать, но живет в коммуналке и разговаривает во сне. Через месяц Раневская расстилала скатерть на кухне в новой квартире в высотке на Котельнической набережной.
...Никита Богословский придумал шутку-загадку про высотку на Котельнической набережной: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?». Все терялись в догадках. «Пырьев с Ладыниной!» - довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственных премий.
...настоящим бедствием для жителей высотки были тараканы, так как здание построили на месте старых мучных складов.

Тараканы в высотном доме -
бог не спас,
Моссовет не спас.
Все в трагической панике -
кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет.
На столе у меня ода -
тяжкий труд,
а из мусоропровода
гости прут.
Только Зыкина запела,
с потолков
подпевать пошла капелла
прусаков.
Композитор Богословский
взял аккорд,
а на клавиши вспрыгнул скользкий
рыжий черт…

Высотка на Котельнической набережной на фотографиях разных лет:

А что об этом жилом доме знаете вы?

», иметь квартиру в любой из которых считалось роскошью, практически недоступной рядовому жителю столицы.

Строительство великолепного здания продолжалось несколько лет. Начатое в 1938 г., оно было окончено только к 1952 г. Дом имеет 26 этажей – небывалая по тем временам высота А вот о количестве квартир ходят разные слухи. Почему-то данные разных документов не совпадают друг с другом, и даже само домоуправление не знает точно, сколько же здесь отдельных помещений. Называют разные цифры: и 540, и 450, и 700… Возможно, такая неразбериха в цифрах связана с многочисленными перепланировками, азартно осуществляемыми новыми жильцами.

Строительство дома курировал Берия. Немалую часть квартир в элитном жилище получили работники НКВД. Затем к ним стали подселять военных, а также ученых, деятелей культуры и искусства. Через какое-то время весь цвет московской интеллигенции собрался в этом доме. Среди жильцов высотки были:

  • актеры (Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Фаина Раневская, Александр Ширвиндт);
  • писатели (Василий Аксенов, Александр Твардовский);
  • балерина (Галина Уланова сегодня в доме действует музей-квартира Улановой);
  • дрессировщица (Ирина Бугримова;
  • певица Людмила Зыкина…

Можно еще долго перечислять фамилии, которые знакомы каждому россиянину. Раневская получила здесь квартиру на втором этаже, над булочной и кинотеатром «Иллюзион» (работающим до наших дней). Острая на язык актриса называла свое жилище расположенным «над хлебом и зрелищами». А в квартире Василия Аксенова, по слухам, на стене долгое время красовалась надпись, нацарапанная гвоздем: «Строили зэки». Действительно, в период строительства дома здесь активно применяли труд заключенных.

О внутреннем устройстве дома ходят разные любопытные слухи. Так, утверждают, будто в доме есть секретная комната, оснащенная специальным оборудованием. Когда-то она была устроена здесь для Сталина. Аксенов использовал эти слухи в своем романе «Москва Ква Ква», где описал гибель вождя народов в секретном убежище дома на Котельнической.

Рассказывают о тайных ходах, которыми якобы могли пользоваться чекисты, чтобы проникать из квартиры в квартиру и подслушивать разговоры жильцов. Уверяют даже, что по замыслу Сталина дом должен был соединяться подземным ходом с Кремлем. Правда ли это, сегодня мы вряд ли узнаем. Но известен, к примеру, такой абсолютно реальный факт: каждая квартира высотки снабжена дополнительным «черным ходом». И этим обстоятельством воспользовались воры в 1981 г., когда было совершено, пожалуй, самое наглое в истории дома ограбление (а возможно, вообще единственное). В новогодние праздники к консьержке подошли нагруженные елкой и нарядными коробками ребята, представились сотрудниками Госцирка и попросили разрешения оставить подарки у квартиры Ирины Бугримовой. Та, ничего плохого не подозревая, разрешила. А когда прошло немало времени, забеспокоилась и решила подняться взглянуть, почему гости так задержались. Ее глазам предстала картина: дверь квартиры дрессировщицы распахнута, внутри стоит елка, а «циркачей» и след простыл: ушли через «черный ход», прихватив неплохую коллекцию бриллиантов.

Когда-то дом представлял собой совершенно обособленный «город в миниатюре»: в нем работали магазины, прачечная, парикмахерская, ателье, кинотеатр. Зимой можно было кататься на санках и лыжах на крыше, во дворе заливали собственный каток.

Сегодня великолепный «осколок прошлого» постепенно ветшает и разрушается. Квартиры здесь уже не считаются элитными, актеры и певцы нашего времени стремятся купить другое жилье, более соответствующее современным представлениям об удобствах и комфорте. А старый великан, как отставной вельможа прежнего императора, доживает свой век, не теряя величия и достоинства.


Вчера мне посчастливилось попасть именно в ту высотку, о которой больше всего написано и где в свое время давались квартиры партработникам и прочим звездам сцены и экрана. Высотка на Котельнической набережной полностью жилая и мне очень захотелось в нее попасть.

Пару слов о том, почему наши родные высотки мне гораздо интереснее, чем небоскребы Нью Йорка. Все знают, что к хорошему быстро привыкаешь, так и с небоскребами. В Нью Йорке их слишком много и на них перестаешь обращать внимание, рассмотреть их тем более не получается, потому что налеплены они слишком плотно друг к другу. Большое, как известно, видится на расстоянии и Московские высотки выгодно отличаются от своих американских собратьев. Они парят над низенькой застройкой центра города и их видно практически из любой точки.

Так и в этот раз, намереваясь попасть на Кропоткинскую, я увидел шпиль и сменил свое направление

Если посмотреть сверху, то вся высотка представляешь собой равносторонний треугольник без одной стороны.

Въехать во двор можно через 2 арки с огромным барельефом над ними

Посередине расположен подземно-надземный гараж, а поверх него детская площадка

Ожидаешь увидеть парад тщеславия, но все гораздо прозаичнее и среди жителей дома встречаются простые люди

А теперь о самом главном - попасть мне удалось аж в 2 подъезда! Первым оказался подъезд в левом крыле дома, если смотреть из двора. В подвале велись сварочные работы и дверь оказалась незапертой

Ступеньки обвивают лифтовую шахту

Типичное решение для советских домов с лифтом

На каждом этаже встречается вот такая табличка, которая чем-то напоминает монеты советского периода

Квартир на каждом этаже всего 2 и расположены они очень тесно

Глядя на такой дом, хочет узнать как же живут его обитатели, как обставлены квартиры. Живут они, как оказалось, имея богатый внутренний

Строители дома "позаботились" о будущих жильцах и провели мусоропровод на кухню каждой квартиры, но люди насильно отказывались от благ цивилизации и замуровывали люки, что в конечном итоге создавало огромные проблемы для ЖЭУ и мусорокамеры рядом с каждым подъездом решено было опечатать и не использовать вообще.

Самая интересная часть здания - центральная, она же самая высокая, насчитывающая 32 этажа + шпиль. Жилая зона проходит до 24 этажа, оставшиеся этажи отданы различным телекомовским службам и тд. попалась от Раскалова Виталия известного московского руфера оттуда можно посмотреть с высоты шпиля.

Я же поднялся до последнего жилого этажа и поснимал из раскрытого окна. Но обо всем по порядку. Сначала парадная и главный подъезд, которому могут позавидовать лучшие отели мира

Вид на парадную со стороны лифтов

За колонной справа сидит консьерж, поэтому снимать их я не стал дабы не привлекать лишнего внимания

Лифтов в здании великое множество, сразу напротив центрального входа 2 лифта

Я поднялся наверх по второстепенному лифту, который находится в глубине коридора справа от 2 основных. Фото со стороны лифта

Квартиры на площадке в глубине основного здания расположены немного иначе. На полу паркетный настил и изящные плафоны под потолком

Очень радует оформление некоторых лестничных площадок:-)

Ну а теперь виды из окна

Левое крыло здания

Башенка на крыше правого крыла здания. Говорят, что в них квартиры двухуровневые

А вот и вид на внутренний дворик

На первом этаже расположились магазины и телеграф, а также салон красоты

Обратно пришлось выходить через парадных вход, т.к. запасной ход был уже закрыт на железную скобу. Мило улыбнувшись и поздоровавшись с консьержками, я отбыл восвояси:-)

Стало интересно, что пишут о жилье в доме сейчас:

Звездное время здания миновало, и теперь квартиры в доме на Котельнической оцениваются в лучшем случае как бизнес-класс, элитный сегмент занят более престижными вариантами. Здание ветшает, «сталинский кафель» давно обвалился. Лишь сохранившиеся хрустальные люстры сияют по-прежнему, разбрасывая радужные, бриллиантовые брызги света. Но вечные проблемы с лифтами, мусоропроводами, стоянками и прочим техническим обслуживанием снижают стоимость квартир в здании на Котельнической. К сожалению, сейчас высотка утратила прежнюю значимость, сохраняя лишь привлекательность исторического плана («Хочу жить там, где жила Уланова!»).

Увы, новые жильцы, покупающие квартиры в высотке, резко отличаются от тех, которые жили в доме прежде. Не так давно была настоящая война между старожилами и «новоселами» из-за частного лифта (в результате установки частного лифта в многоуровневой квартире в одной из квартир дома начал разрушаться потолок и пошли трещины по стенам). Удивительно, что здание на Котельнической кряхтит, но пока держится.

А ведь были времена...