Виды детских книжек. Волшебный мир библиотеки: какие бывают книги? Детские книги

Все мы читаем книги. Кто-то любит читать больше, кто-то меньше. Так или иначе, книги оказывают на нас огромное влияние. Когда мы читаем, мы как бы переживаем сами все то, что происходит с героями, примеряем их жизнь на себя. Книги учат нас жить, показывая, чем может обернуться та или иная ситуация. Они становятся для нас настоящими друзьями. В книгах можно найти ответы практически на любые вопросы.

Зачем нужны книги?

Книги — это, определенно, один из самых важных источников знаний. Существует огромное количество книг, написанных разными авторами в различных жанрах. Книги можно читать ради удовольствия, а можно постигать из них великую мудрость. В любом случае, книги всегда служат одной цели — давать бесценные знания. Если вы любите книги, вы должны знать, что существуют различные типы и виды книг. Книги могут различаться по содержанию, по стилю написания, по формату издания. Художественные и научно-популярные книги вызывают наибольший интерес у читателей. Существуют даже целые серии книг, ведь, согласитесь, всегда грустно расставаться с любимым героем в конце книги. И как радостно снова встретиться с ним в следующей книге одной определенной серии.

Художественные и научно-популярные книги

Самыми объемными категориями книг являются художественные и научно-популярные категории книг. К ним относятся различные типы и виды книг. К примеру, книги, в которых есть элементы триллера или космических приключений тоже относят к художественным. Чисто художественные книги обычно являются выдуманными историями, но в них могут присутствовать и элементы реальных событий, описанных с точки зрения автора.

Научно-популярные книги — это книги, содержащие факты из научного мира, но «обернуты» они так, чтобы каждый мог понять суть. Это могут быть книги, связанные с социологией и психологией, технологиями и т.д. Биографии также относятся к научно-популярному разделу, и даже некоторые туристические гиды можно отнести к этой категории.

Какие бывают жанры книг?

Художественные и научно-популярные категории книг делятся на различные жанры, такие как:

  • драма;
  • сатира;
  • антология;
  • исторические;
  • детские;
  • путешествия;
  • поэзия;
  • энциклопедии;
  • ужасы;
  • дневники;
  • кулинарные;
  • игровые;
  • романтические;
  • сказки;
  • саморазвитие;
  • здоровье;
  • религия;
  • наука;
  • искусство;
  • комиксы;
  • фэнтази;
  • биографии и автобиографии.

Данный список далеко не полный. Вы можете сами изучить полный список жанров и книг, которые к ним относятся. На самом деле, этот процесс действительно затягивает и дает множество полезной информации.

Какие бывают книги для детей?

Есть определенные типы книг, созданные именно для детей, рассчитанные на определенные особенности детского ума. Большинство этих книг оформлены картинками, чтобы детям было легче воспринимать написанное и получать максимум полезного от книг. Есть книги, в которых почти отсутствует текст, но в них содержатся целые истории, которые нам смогут рассказать наши самые маленькие читатели. Большинство этих книг являются побудительными и призывают детей к действию с помощью фраз: «Поиграй с котенком!», «Погладь щенка» и т.д.

Ну, а для тех, кто только начинает учится читать, существуют различные разновидности обучающих книг. Книжки-раскладушки, например, очень смешные и похожи на настоящую гармошку. В них много картинок и мало текста, они очень занимательны для маленьких читателей. Также есть книжки, в которых объемные странички. Малыш открывает первую страничку, и перед ним раскрывается, к примеру, домик, где живет мишка. Есть также детские книжки-малышки, получившие свое название из-за своего маленького размера. Такие книжки очень удобно держать в маленьких детских ручках. Еще один тип детских книг — это книжки-игрушки, их можно не только почитать, но и поиграть с ними. Также родители могут поиграть со своими детками и создать книжку самоделку, вырезав текст и соответствующую картинку из заранее подготовленных материалов. Такое времяпровождение будет приятно и полезно не только малышам, но и взрослым.

Какие бывают электронные книги?

Любовь к чтению у людей останется навсегда, но в библиотеки сейчас ходит не каждый. А все потому, что развиваются технологии, и прогресс дошел и до чтения.

Наука придумала электронные книги — приспособления в виде мини-планшета, на которые можно поместить книгу в электронном виде и читать где и когда захочется. У данного инструмента есть некоторые преимущества перед обычной книгой:

  • они имеют небольшой размер и могут поместиться даже в самую маленькую дамскую сумочку;
  • на одном таком устройстве можно хранить множество книг, а бумажных книг с собой много не возьмешь;
  • в электронной книге существует множество редакторов, позволяющих делать заметки, примечания и т.д., чего не сделаешь в библиотечной книге.

Самым главным преимуществом электронной книги является воспроизведение аудио-файлов, то есть музыкальных файлов. Это значит, что в электронной книге можно хранить не только книги, которые можно читать, но и аудиокниги, которые можно слушать. Ведь почитать не всегда есть возможность, и тогда приходит на помощь возможность послушать.

Какие бывают обложки книг?

Обложка книги — это ее «одежка», а, как известно, по обложке встречают. Когда мы приходим в книжный магазин или в библиотеку, мы видим великое множество различных книг в красочных обложках. Чтобы выбрать книгу для себя, иногда достаточно посмотреть на обложку и решить, понравится вам чтиво, или нет.

Начнем с того, что оформление книги бывает разным. Существует четыре вида обложек для книг:

  • иллюстрации. Это очень широкая категория. Этот тип обложек подходит для детских книг, фэнтази, романтических книг, книг по саморазвитию. Яркая картинка на обложке придает книге шарм и поднимает настроение читателя еще до начала чтения.
  • Фото. Самый сложный с точки зрения дизайна вид обложки. Ведь нужно не просто подобрать подходящее фото для обложки, но и сделать так, чтобы оно гармонировало со всеми остальными элементами переплета. К примеру, детективные романы — широкое поле для использования фото оружия, криминальных сцен и т.д. А женские романы прекрасно иллюстрируются фотографиями обнявшихся пар или красивых мужчин и женщин.
  • Текст. Несмотря на всю простоту задумки, этот вид обложки тоже должен быть выполнен правильно. Обложки, оформленные текстом, всегда выглядят не так ярко, как другие. Поэтому выбрать шрифт так, чтобы обложка сразу бросалась в глаза — работа очень сложная.
  • Абстракция. Данная обложка обычно используется для антологий, биографий, мемуаров и т.д. Это довольно своеобразный тип оформления обложки, поскольку не является цепким и вряд ли привлечет большое количество читателей только своим внешним видом.

Книги также отличаются качеством переплета. Есть большие выставочные экземпляры с лощеными страницами в твердом переплете. А есть маленькие карманные издания в мягкой обложке, они обычно небольшого размера.

Итак, мы уже поняли, что читать полезно всем, от мала до велика. Читая, мы улучшаем свой словарный запас, узнаем много нового и полезного, становимся умнее и узнаем о жизни вокруг нас. Но чтение не приносит пользу само по себе. Только вникнув в суть написанного, пережив все моменты вместе с героями и пропустив через себя их чувства, мысли и проблемы, мы можем сделать для себя какие-либо выводы, которые могут пригодиться нам в жизни. Поэтому каждый должен выбирать литературу на свой вкус, читать то, что действительно полезно именно для него.

Тратьте свое драгоценное время только на те книги, которые действительно сделают вас умнее, дружелюбнее и приятнее в общении. Как говорил великий мудрец Соломон: «Составлению множества книг не будет конца, и увлекаться ими — утомительно...»

Приучать ребенка к чтению следует с младенчества. В раннем и безобидном возрасте до 1 года малыши уже могут воспринимать некоторые книги. Современные книжки для малышей способствуют улучшению зрительного восприятия, развитию тактильных чувств, заинтересованности карапуза к внешнему миру.

Если вы столкнулись с задачей, какую книжку подобрать для малютки, эта статья будет для вас полезной. Рассмотрим, какие бывают типы книжек для малюток.

Книжки-игрушки

Книжки для самых маленьких – первоначальный компонент развития личности. Книжки-игрушки – это интересные мягкие либо картонные, статичные либо подвижные, простые или музыкальные издания. Эти увлекательные брошюрки могут производиться в форме животных, принимать вид гармошки, вертушки, панорамы, пазлов.

Подробнее о видах книжек-игрушек для малышей

Выбирая крохе первую книгу, обратите внимание на качественные развивающие и познавательные варианты:

    • В форме треугольника – издание с мягкими двусторонними страницами, которое можно свернуть как пирамидку и развернуть как плоский лист. Эту вещь можно прикрепить к кроватке, коляске. Дитя будет рассматривать забавные картинки, узнавать новые предметы, учиться переворачивать страницы;
    • Книжка со звуками – мягкая книжечка с изображениями животных и кнопками, воспроизводящими звуки их голосов. Игрушка поможет малютке узнать, как говорят коровы, свинки, собачки, кошки. Будет развиваться воображение и память, эмоциональное восприятие;

    • Изделие-коврик – яркая книжечка, состоящая из разного количества лоскутков. На квадратиках изображены звери, насекомые, птицы, простые бытовые предметы, времена года, растения. Лоскутки можно связывать прочной веревочкой и получать коврик;
    • Вариант с погремушкой – забавная вещица с ручкой-погремушкой. И развлечет ребенка, и научит запоминать вид и название предметов, животных, природных явлений;
    • Книга-мозаика (пазл) – занимательная вещь, состоящая из крупных деталей. Малыш будет старательно собирать пазл. Это развивает логическое мышление, мелкую моторику, улучшает цветовосприятие;
    • Изделия-пищалки. Писк, появляющийся при нажатии на страничку мягкой книги, привлекает карапуза к просмотру картинок, стимулирует познание нового;

  • Кубик-развивайка – подняв обложку, чадо обнаружит кубики с картинками и словами. Поиграйте с чадом, попросите его найти кубик с конкретным изображением, постройте из кубиков башни;
  • Книжка с выскальзывающими вкладышами – переворачивайте картонные странички и вынимайте из тайных вкладышей фигурки животных, экземпляры растений, прячьте вместе с ребенком персонажей в комнатки;
  • В форме раскладушки – раскладывающаяся с контрастными картинками. Можно применять как защитный барьер в люльке или кроватке. Проснувшись, малютка будет рассматривать яркие рисунки, развивать зрительную память;
  • Игрушка с магнитами – издание, по которому могут путешествовать персонажи, изображенные на магнитах. Карапуз сам будет прикреплять их в те места, которые захочет;
  • Книжка-ночник – светится и производит спокойные колыбельные мелодии, помогает сладко и крепко уснуть.


Книжки-игрушки продаются в разных формах, разных размеров и из различных материалов. Издания представлены индивидуально и в наборах. Производятся из гигиенических, экологически чистых материалов и красок. Они станут прекрасным подарком для чада.

Книжки для купания

Заботливые родители обязательно обратят внимание на детские книжки для купания. Плавающие издания привлекут малыша к купанию, даже если он ненавидит воду. Материал влагостойкий, прочный, детали со скругленными углами.


Стишки, сказки, яркие герои на страничках помогут радостно плескаться в ванной и вместе с тем развиваться. Отдельные модели дополнены пищалками, мелодиями, брызгалками. Выбирая вариант для купания, внимательно читайте этикетку или описание в интернет-магазине. Смотрите, кто производитель, указаны ли детали о соответствии гигиеническим стандартам.

Интересной моделью является книга-термометр. Странички меняют свой цвет зависимо от температуры воды. Это забавляет малютку и стимулирует ее смотреть на картинки, запоминать их. В комплект к некоторым плавающим изделиям входит резиновая игрушка-пищалка.

Пальчиковые занятия и развитие

Если вы хотите обеспечить качественное ранее развитие ребенка, обратите внимание на серию книг «Пальчиковые занятия». Издания разработаны известным методистом и психологом Еленой Даниловой. Методика, на которой строятся книжки для самых маленьких до 1 года, учитывает психофизиологические особенности малютки. Контрастные картинки и удачно составленные задания позволят детям развиваться легко, гармонично и увлеченно.


Пальчиковые игры формируют мелкую моторику, тренируют детскую память, логику, внимательность, воображение. Под картинками в изданиях размещены советы родителям. Подсказки предлагают родителям показать крохе предмет или животное, предложить малышу продемонстрировать, как прыгает или какие звуки издает животное.

В «Пальчиковых занятиях» о частях тела человека родителям предлагают наглядно показать ребенку глаза, нос, рот, уши и т. д. Как модель родители могут использовать себя, малыша, куклу.


Описанная форма обучения нравится детям, она понятна самым маленьким. Эффективная методика пальчикового развития ведет к формированию речи, совершенствует быстроту реакции, тренирует мышление в пространстве.

Творческие способности детей позволяют развить альбомы для пальчикового рисования. Детям предлагают рисовать пальчиками, изображая разные растения или животных. Это не только увлекательно, но и вырабатывает художественный вкус, тренирует мелкую моторику.


Специальные развивающие комплекты, которые состоят из наборов тематических карточек, дадут малышам первые знания о числах, формах, математических операциях, словах, видах животного и растительного мира и о многом другом.

Сказки и стихи

Привлекать к прекрасному, приучать детей к литературе надо с рождения и даже до рождения. Психологами доказано, что красивые, приятные и добрые слова способны успокоить не только младенца, но и взрослого человека. Добрые стихи и сказки научат моральным нормам в обществе, благоприятно повлияют на характер и воспитание маленькой личности.

В сказках и стихах кроха может найти ответы на многие свои вопросы. Пока малышу нет одного года, литература будет полезна для знакомства с нашим миром. Слушая очередную сказку перед сном, кроха развивается, запоминает слова и выражения, воспринимает разную интонацию и громкость, воображает героев, ощущает рифму.


Когда родители по нескольку раз в день читают дитю четверостишие, вскоре они замечают, что чадо само пытается повторить конец строчки или начало следующей. Сказки и стихи развивают речь. Художественные детские книжки можно и читать малышу, и показывать. Дети любят красочные иллюстрации на обложке и внутри издания.

Какие сказки и стихи эффективнее развивают малыша?

Благоприятному развитию карапуза способствуют и классические произведения, и современные. Главное, что текст был написан грамотно, с учетом возрастных особенностей ребенка, выполнял дидактические, эстетические, познавательные, развлекательные функции.

В одном издании может быть опубликована только одна сказка, а может и десяток. Сборники стихов и сказок группируют по определенной тематике и выпускают на общие темы. Важно принести в жизнь чада разнообразную литературу, которая в комплекте поможет разностороннему развитию.

Как правильно выбирать книжки для самых маленьких до 1 года

Книжки для самых малышей можно сделать самому из кусочков ткани или картона. При этом надо использовать яркие лоскутки разной фактуры. Но поскольку не у всех родителей с рождением малыша есть время и силы на пошив и поклейку самодельных книжек, приведем советы по выбору магазинных изданий.

  1. Покупайте книги с качественными картинками;
  2. Изображения должны быть контрастными, простыми, без мелких деталей;
  3. Выбирайте прочные издания;
  4. Для детей до 3 месяцев книги должны быть мягкими и тканевыми, далее можно покупать изделия из картона;
  5. Все товары должны быть безопасными: экологически чистыми и без острых углов;
  6. Если издание странно, неприятно пахнет, откажитесь от покупки;
  7. Чем старше малыш, тем больше букв и слов должно находиться в изданиях. Для детей до 3 месяцев можно купать варианты без текста;
  8. Ближе к году начинайте покупать первую художественную литературу, простые сказки и сборники добрых стихов;
  9. Если книжка предназначена не только для чтения родителями, а для непосредственного пользования ребенком, обращайте внимание на вес. Массивные издания чадо не удержит в руках;
  10. В возрасте 9-11 месяцев кроха проявляет интерес к пазлам, головоломках, секретным окошечкам и другим интеллектуальным элементам.


Помните, что даже если вы приобрели книгу, которая пока не нравится малышу, кажется ему сложной, это не страшно. Ребенок вырастет, и уровень развития позволит ему полюбить эту книжку.

Не думайте, что пока карапуз не умеет разговаривать, ему не нужны детские книжки. Простое слушание развивает будущие коммуникативные навыки, грамотность, словарный запас. Когда дитя вырастет, то поблагодарит вас за то, что вы ему дали в детстве.

ГОСТ 7.60 - 90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» отражает классификацию изданий по разным основаниям (по целевому назначению, по знаковой природе информации, по материальной конструкции и т.д.), однако издание для детей специально ни в одном ряду этого ГОСТа не рассматривается. В отраслевой стандарт «Издания, термины и определения» (ОСТ 29.130 - 97) это издание включено и определено следующим образом: «Издание для детей и юношества - издание, содержащее произведение(-я) художественной литературы или познавательного характера, выпущенное для читателей до 17 лет и отличающееся особым полиграфическим и художественным оформлением». Данное определение не отражает специфики изданий для детей, так как оформление «особым полиграфическим способом» не всегда используется в изданиях, предназначенных детям.

Однако известно, что специфика изданий для детей проистекает из особенностей читательского адреса и отражается во всех компонентах издания, а не только в произведении. С точки зрения теории и практики редактирования важен именно аспект, который определяется читательским адресом, так как специфика читательского адреса придает этим изданиям некоторые особые свойства, которые редактор должен учитывать. Поэтому дифференциация изданий для детей в теории редактирования рассматривается специально и основывается на ряде важнейших характеристик читателей.

В зависимости от того, какие характеристики лежат в основе группировки изданий, можно выделить несколько рядов их дифференциации.

По материальной конструкции выделяют книжное издание, периодическое издание, книжку-игрушку.

По структуре книжных изданий выделяют: сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание), серийное издание, собрание сочинений (преимущественно для литературно-художественной книги).

Наиболее характерное издание литературы для детей - сборник. В сборник включаются произведения на одну тему (тематический) либо одного автора (авторский), либо одного жанра (сборник стихов, сборник рассказов, сборник пьес), либо одного периода или посвященные одному региону.

Для старшего школьного возраста выпускают антологии, альманахи, хрестоматии, которые характеризуются специфическим отбором произведений (более подробно рассмотрены в разд. 3.3).

Отдельное издание одного произведения (моноиздание) для детей может включать работу любого жанра: пословицу, загадку, стихотворение, сказку, рассказ, пьесу, повесть, роман. Следует иметь в виду, что типология литературно-художественных изданий связана с возрастными характеристиками читателей, а также с родами и жанрами художественной литературы.

Например, читателям-дошкольникам прежде всего адресуются издания фольклорных произведений малых жанров - песенок, считалок, загадок. Создавая произведения для этой категории читателей, писатели ориентируются именно на фольклорные жанры, используя найденные в устном народном творчестве формы повествования.

Книжная серия (серийное издание) для детей - это ряд самостоятельных однотипных книжных изданий, которые выпускают в свет в соответствии с определенным замыслом, имеющим общественное звучание и педагогическую направленность. Замысел раскрывается частично в каждом издании, а полностью - во всей их совокупности. Серию можно рассматривать как сборник, развернутый во времени.

Серийные издания для детей отличает разнообразие замыслов, читательских категорий, целевого назначения. Практически каждый возраст учтен при формировании серийных изданий.

Выпуск собраний сочинений довольно редко используется в издательской практике для детей. Как правило, издают собрания сочинений детских писателей (например, А. Гайдара, К.И. Чуковского, А. Алексина и других) или писателей, чьи произведения входят в так называемый золотой фонд литературы для детей (например, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.), т. е., как писал И. Мотяшов, в «…отстоявшееся в течение многих лет собрание книг, постоянно находящихся в обращении и систематически переиздающихся для удовлетворения незатухающего читательского спроса… это культурный минимум, которым по неписаному установлению общественного мнения следует владеть всякому культурному человеку».

Собрания сочинений предназначаются читателям старшего школьного, юношеского возраста. Цель подготовки такого издания - ознакомление не только с произведениями, но и с творчеством писателя.

Как правило, дети запоминают не книги, не авторов, а названия произведений и героев. Собрание сочинений значительно расширяет их познания в литературе. Тут на первый план вы-двигается фигура автора. Читатель не только запоминает его имя, но и видит взаимосвязь произведений. Такие издания участвуют в формировании определенного уровня культуры чтения, решая воспитательно-познавательные и эстетические задачи.

Собрание сочинений включает лучшие произведения автора, демонстрирует возможности писателя, развивает интерес не только к содержанию произведений, но и к художественному мастерству, позволяет сосредоточить внимание читателя на индивидуальной творческой манере, на внутреннем мире художника, на отражении этого мира в литературных работах. Например, издательство «Центрполиграф» начиная с 2000 г. выпускает полное собрание сочинений Анатолия Алексина, в котором представлены лучшие сочинения автора.

Периодические издания для детей - журналы и газеты, как правило, ориентированы на достаточно узкую конкретную возрастную категорию читателей. Эти издания приучают детей к последовательному постоянному чтению, формируя стойкую привычку «общения» с литературой.

Книжка-игрушка - это издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.

Французский писатель Жорже Дюамель в свей книге «Игры и утехи», посвященной детям, писал: «Чтобы быть способным к цивилизации, человек должен пройти через детство, так как не будь у него детства, посвященного забавам и играм, он навсегда остался бы дикарем… Опыт ребенка почти всегда облекается в форму игры. Играть в детстве - то же, что накапливать опыт, а этот накопленный опыт порождает в свою очередь новые знания, новые чувства, новые желания, новые поступки и новые способности». Книжки-игрушки позволяют обогащать занятия детей, связывать игру с чтением.

Книжки-игрушки как подвид издания для детей используются часто. Эти издания представлены в массиве самыми разными вариантами: картинки и силуэты, которые вырезаются и наклеиваются, куклы для одевания, картинки-головоломки (изображение складывается из отдельных частей), лото, карты, панорамы, игрушки из бумаги, раскраски.

Своеобразной книжкой-игрушкой становятся и издания малого формата (32-я доля листа). Эти издания легко вписываются в обиход детской жизни; их «читают» куклы или дети для кукол, размещают в «интерьере» игрушечной мебели. У нас в стране впервые такие книжки начал выпускать Детиздат в 1938 г. В серию «Для маленьких» вошли 5 сказок, 2 рассказа, 13 стихотворений. Их тиражи достигали 5 млн. экз.

Первые книги дети не читают, а рассматривают. Дошкольники прежде всего обращают внимание на рисунки, запоминают именно их и познают содержание, ориентируясь на изобразительный ряд. Поэтому важное место среди изданий литературы для детей занимает книжка-картинка.

Основная нагрузка метафорического выражения книжки-картинки ложится на визуальный ряд. Это размер и форма книги, плотность бумаги, изобразительная стилистика, с помощью которой развивается ход повествования по мере перевертывания страниц. Восприятие книжки-картинки требует иных навыков, чем при чтении текста. Книжка помогает ребенку самостоятельно отыскивать смысл и значение рисунка не отдельными значениями слов, как это обычно бывает при чтении текста, а целыми картинами-блоками смыслов и значений, которые заключены в рисунках.

Мы рассмотрели внешние признаки изданий для детей, определяющие их вид.

Рассмотрим дифференциацию изданий для детей на основе предмета и целевого назначения произведения литературы. Этот дифференцирующий ряд связан с характером информации и целевым назначением издания и используется при классификации познавательной литературы.

По характеру информации и целевому назначению познавательной литературы можно выделить следующие виды изданий: научно-популярные издания, справочные издания, практические пособия, книги по профориентации, издания для досуга.

Однако читательский адрес оказывает влияние и на выбор вида изданий в данном ряду.

Познавательная книга способствует расширению знаний, дает знаниям всестороннюю характеристику, структурирует их.

В познавательной книге особое значение приобретают практические материалы, способствующие формированию конкретных навыков. Причем, хотя основное место в таком издании занимает научно-художественный или художественный текст, характеризующий научный, научно-популярный блок знаний, большое значение в подобной книге имеют именно сведения практического и методического плана, которые могут помещаться в приложениях. Некоторые познавательные книги строятся целиком на изобразительном материале. Примером такого издания может служить известная книга М. Жилина «Огненное ожерелье». Особенно широко издаются такие книги для читателей-дошкольников, которые сами еще не читают, но с интересом знакомятся с картинками.

Научно-популярные издания формируют систему знаний. Они, как правило, представлены сборниками или выпускаются в серийных изданиях (например, «Ученые - школьникам», «Компас», «Эврика» и др.).

Для самых маленьких создаются произведения, построенные в виде ответов на вопросы. Есть даже серийное издание издательства «Малыш» - «Почемучкины книжки». Эти издания помогают организации мышления детей, устанавливают взаимосвязи между предметами и явлениями, закрепляют имеющиеся знания. Часто они выпускаются в виде книжек-картинок.

В детской книге утвердились определенные методы подачи знаний. К ним можно отнести художественный стиль изложения, преобладание художественного вымысла, использование игровых элементов, юмористических ситуаций, активно действующих персонажей. Иногда содержание книги составляет собственно описание игры, в которой действуют герои соответствующего возраста.

Особое место в массиве изданий для детей занимают справочные издания. Эти издания сопутствуют учебному процессу и имеют, как правило, научно-популярный характер.

Главное отличие справочных изданий для детей от справочных изданий, предназначенных взрослым, заключается в том, что они подразумевают иной характер чтения. Особенности справочной литературы для взрослого читателя определяются тем, что она не предназначена для сплошного чтения. Этот признак «заложен» в типологические характеристики справочной литературы и влияет на многие аспекты подготовки справочных изданий. В отличие от «взрослых» справочных изданий, эти издания для детей рассчитаны не только на выборочное, но и на последовательное чтение. Кроме того, для них характерна занимательность, яркость изложения. Язык отличается образностью, он менее, чем во «взрослых» изданиях, стандартизирован. По-иному создаются типовые схемы статей, часто используются форма вопросов и ответов, отрывки из произведений художественной литературы.

Справочные издания для детей объединяют энциклопедии, словари, настольные и отрывные календари.

Основное место среди этих изданий занимают энциклопедии и энциклопедические словари.

Первое отечественное справочное издание - анонимный перевод книги Ж.А.С. Формея (непременный секретарь Берлинской академии наук, профессор философии) «Краткое понятие о всех науках для употребления детей от шести до двенадцати лет» 1764 г., напечатанное в Московском университете. Оно представляло собой изложение вопросов и ответов. Издание вышло на русском и французском, русском и немецком языках. Параллельные тексты позволяли использовать книгу для изучения иностранных языков. Материал разделен на уроки, или «отделения», каждое из которых посвящено определенной теме: о человеке, о законах, о науках, о художествах, о времени, о космографии (изложена по Копернику), о географии, об истории, о мифологии и т.д.

Материал имеет религиозно-нравоучительную направленность.

Эта книга типографией Московского университета дважды переиздавалась (1774, 1788) и в другом переводе была выпущена в Петербурге типографией при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в 1769 г.

«Мир чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского - это энциклопедия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, увидевшая свет в 1658 г. в Нюрнберге. В ее задачи входила популяризация научных знаний. Все сведения, включенные в книгу, соответствовали уровню науки того времени.

Высокий научный уровень материала сочетался в этой книге с наглядностью, простотой, точностью, последовательностью изложения.

В эпоху Петра I, славную своим интересом к наукам, такая книга не могла не привлечь внимание россиян. По распоряжению правительства в 1703 г. Эрнстом Глюком был сделан ее перевод на русский язык. Смерть переводчика помешала публикации книги.

Впервые на русском языке книга «Мир в картинках» была напечатана, как уже говорилось, в 1768 г. с параллельными текстами на пяти языках. В качестве учебной и познавательной книги она была распространена в России до середины XIX в.

Кроме того, в России выходили в свет оригинальные справочные издания для детей. «Письмовник» Н.Г. Курчатова - первая попытка разработать круг детского чтения. В 1769 г. он был издан в виде грамматики с прибавлением материала для чтения. Отдел «Письмовника» «Всеобщий чертеж наук и художеств» представляет собой краткую энциклопедию, охватывающую вопросы религии, философии, точных наук, медицины, искусства и др.

В 1913-1914 гг. известный русский книгоиздатель И. Д. Сытин (1851-1934) выпустил переработанный с добавлением статей о России (природа, промышленность и т.д.) перевод английского издания энциклопедии Артура Ми.

К подготовке этого издания были привлечены известные ученые, профессора Ю.И. Вагнер, С.А. Князьков, Н.А. Морозов и др. Книга давала широкий круг знаний по естественным наукам, географии, технике, промышленности и т.д. Материал располагается в десяти тематических разделах. Энциклопедия включает много интересных сведений, написана хорошим языком, имеет большое количество иллюстраций (цветные вклейки и черно-белые рисунки). Энциклопедия была адресована читателям от 10 до 15 лет.

В 1958-1962 гг. Академия педагогических наук выпустила первую отечественную «Детскую энциклопедию» в 10 томах для читателей среднего и старшего школьного возраста. В 1964-1969 гг. в издательстве «Просвещение» вышло второе, переработанное издание «Детской энциклопедии» в 12 томах, в 1970 г. - книга «Познание продолжается», являющаяся дополнением к энциклопедии.

В 1990-е годы российский рынок насыщается справочными изданиями для детей - отечественными и зарубежными. К сожалению, приходится констатировать, что современные переводные справочные издания, как правило, слабо адаптированы к российским условиям, и статьи, посвященные России, поверхностны и проигрывают по сравнению со статьями о других странах. Остановимся на некоторых изданиях.

«Детская энциклопедия» построена по тематическому принципу. По сути, это книга для чтения и самообразования, для расширения и углубления знаний, получаемых в школе. Во втором издании энциклопедии появились новые разделы (например, языкознание, которое вместе с литературоведением представлено в XI томе), в отдельный том выделено искусство. Подготовка подобного издания - большой труд целой творческой группы. Авторский коллектив насчитывал до 1000 человек - ученых, инженеров, агрономов, педагогов, общественных деятелей. В состав редколлегии входили С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Л.А. Кассиль, Е.П. Афанасенко, И.А. Карпов, академик С.Д. Сказкин.

Хотя в издании представлен обширный материал по различным отраслям знания, критика отмечала, что в статьях слабо освещены роль химии и ее применение в народном хозяйстве, последние достижения в некоторых областях физики, биологии и др.

В 1968 г. Академия педагогических наук выпустила первую советскую энциклопедию для младших школьников в двух томах «Что такое, кто такой?». В основе составления словника - содержание школьной программы 3-4-го классов, понятия, термины, имена, которые составляют первоочередные знания культурного человека.

Издание ставит задачу дать школьникам сумму знаний по отдельным отраслям науки, техники, познакомить с основными понятиями. Материал расположен в алфавитном порядке имен и предметов. Издание учит детей самостоятельно находить справки по интересующим их вопросам. Энциклопедия неоднократно переиздавалась.

Одна из задач познавательной литературы для детей - профессиональная ориентация подростков - может быть прекрасно решена именно средствами справочных изданий.

Примером ее решения могут служить отраслевые энциклопедические словари издательства «Педагогика». Раскрывая определенную отрасль - музыку, театр, литературоведение, - такая книга дает целостное представление о деятельности в конкретной сфере. Читатель знакомится с формами и методами работы, познает историю, теорию соответствующей отрасли, узнает биографии людей, способствовавших ее развитию.

Чтобы показать подход к подготовке этого вида издания, остановимся на трех конкретных словарях. «Энциклопедический словарь юного музыканта» адресован прежде всего ребятам, которые учатся в музыкальных школах, занимаются в хоровых студиях, ансамблях, оркестрах, в других музыкальных самодеятельных коллективах. Кроме того, задача данного издания - расширить кругозор каждого читателя, увлечь его, помочь разобраться в мире музыки и полюбить его.

Здесь представлена музыка как вид искусства, раскрываются связи музыки с жизнью, с другими видами искусства, показаны выдающиеся композиторы, важнейшие школы и направления искусства разных стран и народов в разные эпохи развития цивилизации. Словарь дает представление о выразительных средствах музыки - мелодии, гармонии, ритме, ладе, о музыкальных инструментах, профессиях, связанных с музыкой, о концертных залах, музыкальных театрах, конкурсах и фестивалях. В книгу включены практические советы начинающим музыкантам, рассказано, как сделать простейший музыкальный инструмент, как провести викторину по музыке и т.д.

В словаре около 200 статей, расположенных в основном в алфавитном порядке. Однако составители использовали и тематические связи между статьями: например, статьи о жизни и творчестве М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и других великих русских композиторах расположены после статьи о русской музыке XVIII - начала XX в.

В издании имеется алфавитный указатель, составленный из терминов всех статей словаря. Кроме того, включен список книг, рекомендуемых для расширения знаний читателей о музыке.

«Энциклопедический словарь юного литературоведа» адресован старшим школьникам. Основу содержания этого словаря составляют специальные знания, необходимые для литературоведческого анализа художественной литературы. Здесь отражены вопросы истории и теории литературы, законов построения художественного произведения, стилевых средств и композиции, показаны проза, поэзия, драматургия, размеры стихосложения и др. Представлены периоды развития отечественной и зарубежной литературы («Античная литература», «Древнерусская литература» и др.).

Статьи в основном расположены в алфавитном порядке. Однако жизнь и творчество крупнейших писателей, литературных критиков, литературоведов следуют, как в рассмотренном выше «Словаре юного музыканта», за статьями о соответствующем периоде развития той или иной национальной литературы.

Аппарат включает алфавитный указатель и список рекомендуемых книг, посвященных художественной литературе и литературоведению. Этот список позволяет читателю при желании расширить границы содержания данного словаря.

«Словарь юного зрителя» раскрывает несколько областей: театр, кино, цирк, эстраду, телевидение. Он включает историю их развития, особенности художественного языка, роль и место в социальной жизни, показывает судьбу и творчество выдающихся артистов, режиссеров, драматургов, демонстрирует известные театры мира, прослеживает историю развития театрального искусства. Зарождение театра показано в статье об античном театре, особенности национальных театров - в статье «Восточный театр», где повествуется об Индии, Китае, Японии. Средневековый театр и театр эпохи Возрождения, формирование национального театрального искусства в различных странах мира рассматриваются в специальных статьях. Кроме того, читатель получает общее представление о творчестве Гольдони, Мольера, Шекспира, Шиллера, Шоу и многих других драматургов. Целый комплекс статей подробно рассматривает историю, теорию, практику отечественного театра. В книге представлен также детский театр. Отдельные статьи раскрывают искусство эстрады и цирка («Эстрада», «Цирк»), кино (история отечественного и зарубежного киноискусства) и его собственные выразительные средства («Кадр», «Монтаж в кино и на телевидении»).

В словаре более 120 статей. Расположение алфавитное с использованием тематических комплексов, когда к обобщающим статьям примыкают отдельные статьи по конкретным вопросам.

Аппарат включает алфавитный указатель и список рекомендуемой литературы.

Функции словарей - обучающая, воспитательная; они формируют интерес к искусству, направлены на то, чтобы этот интерес перерос в стойкую потребность постоянно знакомиться с произведениями искусства. Книги способствуют эмоциональному, эстетическому развитию читателя, расширяют кругозор, влияют на формирование круга чтения ребят.

Мы подробно остановились на энциклопедических изданиях, поскольку эти виды изданий среди изданий для детей наиболее разработаны и представляют по значимости, по влиянию на детскую аудиторию достаточно весомую часть массива.

К справочной литературе относят также отрывные и настольные календари («Календарь школьника», «Звездочка» и др.), которые представляют собой иллюстрированные сборники произведений всех видов литературы для детей, составленные по логическому принципу, когда структура определяется последовательностью продвижения календарного времени, а содержание связывается с историей, культурой, географией в соотнесении с датами года.

Практические пособия для детей помогают им овладеть навыками деятельности в какой-то области.

Практические пособия предназначены не только для чтения. Они знакомят читателей с методами выполнения определенных операций, с навыками труда, с организацией труда, помогают в техническом и художественном творчестве (серия «Знай и умей», серия «Мир твоих увлечений», «Практикум начинающего радиолюбителя»).

Книги по профориентации посвящены различным профессиям.

Эти книги издаются сериями («Учащимся о профессиях», «Кем быть?»), которые в совокупности дают представление о различных отраслях знания и сферах деятельности.

Издания для досуга удовлетворяют интересы и увлечения, связанные с проведением свободного времени. К ним относятся сборники задач, ребусов, кроссвордов, руководства по игре в шахматы, шашки и т.д., пособия по коллекционированию (филателия, нумизматика и др.).

В отдельную группу выделяются информационные издания - рекомендательные библиографические указатели для детей разных возрастных категорий. Содержание библиографических материалов для детей универсально и связано с программами школьного обучения, руководства чтением, внешкольной работы с детьми. Указатели, как правило, отражают лучшую литературу по той или иной теме в соответствии с читательскими запросами.

Библиографические указатели осуществляют руководство чтением, расширяют интересы и потребности читателей, знакомят их с книгой. В отборе, группировке, библиографической характеристике материалов проявляется педагогическая направленность указателей.

Милые и забавные детские книжки, такие яркие и красочные, интересные и познавательные. Они не только способны обеспечить веселый досуг всей семье, но и оказать посильную помощь в развитии маленького читателя.

Сегодня, дорогие друзья, хочу познакомить вас с нашими книжечками, которые мы читаем еще с самого рождения, а также обратить ваше внимание на тех важных моментах по выбору книг для годовалого малыша и ребеночка возрастом еще младше.

Когда ребенок маленький и активной роли в чтении не принимает, а только лишь восторженно слушает, как ему читает мама или папа, книги, естественно, подойдут любые. Но с взрослением ребенка возникают и определенные требования к литературе, так как желание все потрогать, потянуть на себя, попробовать на зуб, а иногда и порвать проснувшись, будет говорит в ребенке довольно таки продолжительное время.

Так что, книжечки, не предназначенные для испытания ребенком, могут оказаться быстро списанными со счетов и раньше времени отправится к праотцам.

Итак, какие же должны быть детские книги для самых маленьких?

На что следует обратить внимание при выборе детской книги для самых маленьких

Дело в том, что покупать книги с тонкими страницами и в мягком переплете для маленького ребенка дело неблагодарное. Странички тут же будут истерзаны, не смотря на все ваши попытки сохранить их в целостности (хотя, случиться это может и не сразу же, все зависит от темперамента малыша).

Рано карапузам также покупать книги с длинными стишками или текстами. Мелкие буковки не смогут вызвать у ребенка интерес, а длинные мамины речи – надолго удержать внимание активного маленького исследователя.

Поэтому при выборе книги для ребенка в возрасте до года — полтора следует обратить внимание на наличие у книги:

  • Толстых страничек;
  • Крепкой обложи и твердого переплета;
  • Ярких и красочных картинок;
  • Коротких и ритмичных стишков или текстов;
  • Фишек, привлекающих внимание малыша, например: книга фигурная, выполнена в форме ее главного героя, музыкальная книжка, книжка из пены, книжка с игрушками в середине, книга с пищалкой, книжечками со всяческими сюрпризами и т.д.

Ниже, дорогие читатели, приведу обзор наших не совсем обычных детских книжечек (в том смысле, что они не бумажные), надеюсь, он окажется для вас полезным, а книжечки – понравятся.

Книжки из пены

Странички книжечки

Даже не знаю, как называется материал, из которого изготовлены эти книжки. Это что-то на подобии пены, которую нельзя отломать, прогрызть или съесть. Книжечка очень легкая, но твердая, странички толстые и очень удобные для переворачивания маленькими пальчиками.

В первую очередь, книжечки эти привлекли мое внимание тем, что выполнены они в форме животных – главных героев, о которых книги и повествуют. Такое решение показалось мне выгодным, и я подумала, что моему ребенку оно понравится. Не прогадала, сын в восторге, теперь это одни из наших самых любимых книжек.

Еще очень понравилось, что книжки эти невозможно съесть или порвать, для нас это очень большое книжное преимущество 🙂

Резиновые книжки


Книжки для купания

Книжки, . Бывают самыми разнообразными, с пищалками, фигурные, с текстом или только рисуночкам, в общем, на любой вкус.

Тканевые книжки

Наша книжечка — домик

Хочу отдельно остановиться на описании этих книжечек, так как они представляют собой не столько книжки, сколько развивающие игрушки.

С помощью таких книжек можно выдумывать вместе с малышом всевозможные сказки, в том числе и , развивать , совершая путешествие главного героя по страничкам книжки. Такие книжки также абсолютно безопасны, их нельзя порвать и съесть.

Если мама умеет шить, то без проблем может и сама сшить малышу такую развивающую книжечку, и, поверьте, она станет для него самой лучшей книжечкой! Главное – мамино желание и наличие у нее времени и сил.

Вот такая книжечка у нас. Главный герой – мягкий утенок на липучке путешествует по книжке-домику, ходит в гости к хозяйке дома — мышке, завтракает на кухне у тетушки овечки. Каждый раз история может быть разной, в общем, книжечка дает неограниченное поле для фантазии мамы и ребенка.

На этом, пожалуй, все на сегодня, дорогие друзья.

А какие у ваших малышей любимые книжечки. Может, есть какие-то необычные, о которых я не упомянула? Буду рада вашим комментариям.

Всем отличного настроения, приятного чтения и с наступающими праздниками!!!