Огород в детском саду на улице. Оформление участка «Огород в детском саду

Огород: планировка, обработка почвы, посев

Выбор места и планировка

Место для огорода выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной сторо-ны постройками, забором или живой изгородью. Ширину грядки следует делать не больше 70см, чтобы дошкольники могли во время заботы достать рукой до ее середины. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. В средней полосе высота грядок - 15-20см, чтобы они не осыпались, края делаются пологими.

Овощи

По употребляемым в пищу частям овощные культуры делятся на лиственные (капуста, салат), плодо-вые (огурец, помидор, тыква, кабачок, горох, фасоль, кукуруза), корнеплодные (редис, репа, морковь) и луковичные (лук, че-снок).

Для выращивания на участке детского сада следует брать та-кие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения. Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис розовый, репа, свекла, огурца, салат, помидоры, капуста (кочанную, цветную, кольраби), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп..

Из перечисленных культур для младших групп нужно взять 1-2 культуры, для средней - 2-3, для старшей - 4-6. Овощные растения имеют много сортов. Необходимо брать те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям.

Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и, прежде всего, такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять семена салата, моркови, репы. На огороде средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белыми кончиками и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат . Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская), помидоры, огурцы, кабачки, сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Условия, необходимые для произрастания овощей

Чтобы получить хороший урожай овощей, надо создать условия, при которых они наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

Свет - одно из основных условий роста и развития овощ-ных растений. В темноте они голодают и не развиваются, при не-достатке света истощаются, теряют зеленый цвет, желтеют, очень сильно вытягиваются или изгибаются и стелются по земле, обра-зуют уродливые органы и очень снижают урожай. По светолюбивости овощные растения следуют в таком порядке: помидоры - наиболее светолюбивые, затем редис, капуста, лук, свекла, фасоль, морковь, горох.

Необходимо своевременно проводить прополку сорняков, которые не только отбирают у ово-щных растений питание, но и затеняют их. Освещение выращи-ваемых растений обеспечивается также их прореживанием.

Тепло разным овощным растениям необходимо в неодина-ковом количестве. Некоторые из них теплолюбивы, другие холодостойки. К первой группе относятся растения, проис-ходящие из южных областей: огурцы, помидоры, кабачки, тыква, фасоль. Эти растения не переносят заморозков. При температу-ре ниже +10°С их корни перестают всасывать воду с минеральны-ми веществами, а нарушение в питании приводит к остановке роста, пожелтению листьев и гибели. Во вторую группу входят растения из зон с умеренным климатом: капуста, салат, морковь, репа, петрушка, горох, лук. Эти культуры переносят заморозки до -5°С.

Воду растения употребляют в очень большом количестве. Чем крупнее у них листья, тем сильнее они испаряют и, следо-вательно, тем больше требуют влаги. Особенно много ее нужно листовым культурам: капусте в период образования кочана, салату во время нарастания листовой поверхности. У моркови, петрушки, свеклы, лука потребность во влаге повышена в период прорастания семян, поэтому их сеют ранней весной или под зиму, чтобы использовать почвенную воду. Огурцам и помидорам необходимо много почвенной влаги в период от завязывания плода до начала его созревания. Огурцы потребляют большое количество воды, помидоры в ней нуждают-ся меньше. Много влаги нужно луковичным, так как у большинства их корневая система развита слабо. Тыквы благодаря сильному развитию корневой системы извлекают нужное им количество воды даже при небольшой влаж-ности почвы. Эти растения хорошо переносят засуху.

Минеральные соли необходимы для роста всех расте-ний. Овощные, как, впрочем, и все растения, наиболее чувстви-тельны к недостатку азота, фосфора, калия и кальция. В азоте особенно нуждаются листовые овощи, в фосфоре - плодовые, в калии - корнеплодные.

Воздух необходим всем растениям. При дыхании они поглощают из него кислород. Углекислый газ воздуха также потребляется растениями (на построение органических веществ). К надземным органам воздух всегда имеет свободный доступ, к корням же он проникает лишь при условии, если почва не уплотнена и не покрыта коркой, поэтому требуется постоянное рыхление почвы.

Огородный севооборот

При размещении овощных культур на участке необходимо установить севооборот - правильное чередовании растений на определенной площади с учетом их биологи-ческих особенностей.

Выращивание какой-либо культуры на одном и том же месте в течение ряда лет приводит к одностороннему истощению почвы и поражению этого растения болезнями и вредителями; нельзя выращивать на одних и тех же грядках два года подряд растения, относящиеся к одному семейству. Надо размещать культуры так, чтобы каждая из них возвращалась на старое мес-то не ранее чем через 4 года. Так, после капусты, огурцов, кабач-ков и тыквы на занимаемом ими участке сажают помидоры, на третий год - корнеплоды и лук, на четвертый - горох, бобы, фа-соль.

Обработка и удобрение почвы

Хорошая обработка почвы не-обходима не только для сохранения в ней влаги и улучшения до-ступа воздуха к корням растений, но и для уничтожения сорня-ков и вредителей, для создания условий, способствующих лучше-му развитию растений.

Обработку почвы под овощные культуры рекомендуется начи-нать с осени. После уборки урожая очищают гряды от остатков растений и вскапывают лопатой на глубину 18-20 см, не разрых-ляя комков граблями, что способствует накоплению влаги в почве и уничтожению сорняков и вредителей. Ранней весной, как только земля немного просохнет, ее разрыхляют граблями, что-бы не допустить испарения влаги.

Готовность почвы к обработке определяется так: в руке сжи-мают комок земли и бросают его с высоты груди; если при сжи-мании влага не просачивается и при падении комок рассыпается, почву можно считать готовой к обработке. Перекапывают почву на глубину 12-15 см. При этом отрезают лопатой тонкие пласты земли, которые при сбрасывании должны рассыпаться на мел-кие комочки. При этой работе выбирают из почвы камешки, корневища сорняков, личинки насекомых. После вскапывания учас-ток снова разрыхляют граблями, стараясь не распылять почву, - она должна быть мелковатой. Глинистые почвы перед самым посевом перекапывают второй раз. Первое вскапывание прово-дит взрослый, во второй перекопке могут участвовать дети стар-шей группы. Если в почве недостаточно питательных веществ, вносят удобрения.

Подготовка семян к посеву

Для посева надо отбирать самые крупные, полновесные семена с хорошей всхожестью.

Семена холодостойких растений (гороха, моркови, петрушки, свеклы) в течение 3-4 суток до посева мочат, ежедневно меняя воду, чтобы ускорять их прорастание. Перед посевом семена немного просушивают.

Для получения более раннего и высокого урожая семена мор-кови и свеклы яровизируют. Для этого их насыпают в тарелку, смачивают сырой водой и покрывают тряпкой. Тарелку держат несколько дней в теплом помещении, время от времени перемешивая семена. Когда они набухнут, их переносят на ледник; семена моркови держат там 10-15 дней, а свеклы - 7-10 дней (при температуре +1-+2°С).

Семена гороха, фасоли и бобов перед посевом проращивают в тарелке между слоями смоченной бумаги или ваты. Сеять та-кие семена можно только в сырую землю. Борозды, приготовленные для них, обильно поливают.

Посев

Сроки посева семян и высадка рассады различных ра-стений неодинаковы.

Сеют горох, редис, репу, морковь, петрушку в период с 20 апреля по 5 мая; свеклу, лук - с 25 апреля по 5 мая; салат - с 10 апреля по 25 ав-густа. Эти растения холодостойки, выдерживают легкие заморозки, а семена их прорастают при температуре 2-5 0 С тепла.

Семена холодостойких овощных культур (моркови, петрушки, репы, лука, гороха) можно сеять под зиму. Этот посев дает более высокий урожай. Кроме того, ранние всхо-ды этих растений - ценный объект для наблюдений и работы детей весной. Семена высевают с таким расчетом, чтобы они не проросли осенью. При посевах под зиму семена не мочат. Грядки и бороздки для них готовят осенью до замерзания почвы. Бо-роздки с высеянными семенами засыпают перегноем или торфом. Весной, как только покажутся всходы, рыхлят почву и пропалывают сорняки.

Тыква, кабачки, огурцы, фасоль при температуре ниже 10 0 С тепла перестают расти и болеют, поэтому семена их сеют с таким расчетом, чтобы всходы появились после окончания весенних заморозков (конец мая - начало июня).

Глубина заделки семян определяется их величиной, временем посева и влажностью почвы. Чем мельче се-мена, тем меньше должна быть глубина их заделки. Мелкие, но быстро прорастающие семена салата, репы, брюквы заделывают на глубину 1-1,5 см, семена редиса и редьки - на 1,5-2 см.

Проростки средних по величине семян огурцов и свеклы могут пробиться сквозь более толстый слой почвы: их заделывают на глубину 2-3 см. Крупные семена гороха, фасоли, бобов заделывают на глубину 3-5 см. Семена моркови, петрушки, лука из-за медленного прорастания при мелкой заделке не всходят, так как поверхностный слой почвы быстро подсыхает, а при глубокой - всходы не могут пробиться к поверхности почвы и тоже погибают. Поэтому семена их заделывают на глубину 0,5-1 см, а затем засыпают перегноем толщиной до 2 см.

Крупные семена (горох, фасоль) прорастают с глубины 5 см. Чем мельче семена, тем меньше должна быть и глубина их заделки. Глубина посева зависит и от почвы: в глинистую их заделывают на меньшую глубину, чем в песчаную.

Семена моркови и петрушки очень мелкие. Для более редкого равномерного высева их перемешивают с двойным количеством сухого песка. Хорошо примешивать к ним семена салата: они быстро прорастают и указывают направление рядков, чем облегчают рыхление почва и прополку.

Уход за растениями

Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними. Уход за овощными культурами состоит в рыхлении почвы, прореживании, поливке, подкормке растений и прополке сорняков.

Рыхлений почвы проводят 3-4 раза в лето, чтобы не до-пустить роста сорняков и образования корки.

Корку разбивают после каждого обильного полива и дождя. Рыхлят почву вокруг крупных растений мотыгой, вокруг мел-ких - садовой вилкой.

Прореживание корнеплодов производят дважды: первый раз - при появлении настоящих листьев, второй - через 2-3 не-дели.

Поливка бывает более или менее обильной, что зависит от неодинаковых потребностей растений в воде. Однако можно при-нять за правило: если земля, взятая с глубины 5-10 см и сжатая в кулаке, рассыпается при его разжатии, необходима полив-ка. Поливать надо реже, но обильно, чтобы вода доходила до всех корней растения. Поливают обычно вечером, воду льют по-степенно, по нескольку раз возвращаясь на одно и то же место. Лейку держат возможно ближе к поверхности земли.

Подкормку овощных растений производят органическими и минеральными (суперфосфат, селитра, калийная соль, древесная зола) удобрениями. Для минеральной подкормки употребляют специальные сме-си, которые можно приобрести в цветочных магазинах. Производят подкормку после дождя или обильного полива через бороздки глубиной 12 см, которые делают на расстоянии 6-8 см от растений. Удобрение наливают в лейки, с которых снимают ситечки, чтобы избежать его попадания на листья растений.

Прополку сорняков обычно совмещают с прореживанием выращиваемых растений. Но иногда ее приходится делать чаще, так как сорняки, появляясь на грядках, затеняют всходы рас-тений, отнимают у них питание и воду. Пропалывать растения лучше после дождя, так как из влажной почвы сорняки легче всего удалять вместе с корнем.

Борьба с вредителями

Из овощных растений чаще всего стра-дают от насекомых-вредителей крестоцветные. Всходы редиса, капусты и репы часто уничтожает земляная блоха. Для за-щиты растений от этого вредителя влажные листья их посыпают золой или дорожной пылью. Кроме того, сеять редис и репу рекомендуется ранней весной или, наоборот, в начале июня, когда меньше земляных блох, а капусту выращивать рассадой.

Листья капусты сильно повреждают гусеницы бабочки-капустницы. Для борьбы с ними листья капусты необходимо тщательно осматривать, гусениц снимать и класть в ведро, на дне которого вода и небольшое количество керосина.

Свеклу, горох и капусту часто повреждают тли. Для их уничтожения растения опрыскивают раствором мыла (25 г мыла на 1 л воды).

Всходы лука, посеянного семенами, и луковицы повреждают личинки луковой мухи; при этом листья начинают преж-девременно желтеть. Растение, пораженное вредителем, удаляют и уничтожают. Применять ядохимикаты для борьбы с вре-дителями-насекомыми на земельном участке детского сада нельзя.

Овощные культуры, рекомендуемые для выра-щивания

Лук репчатый имеет семена трехгранной формы черного цвета («чернушка»). Всходы при появлении из земли образуют петельку. Первый настоящий лист выходит из отверстия в семядольном листе, а каждый последующий вырастает изнутри предыдущего. Листья зеленые, сочные, трубчатые, покрытые во-сковым налетом. После образования листьев формируется луко-вица - подземный побег, внутри которого мясистые белые листья плотно прижаты друг к другу. Они наполнены питательными веществами. Наружные листья по мере созревания высыхают, ста-новятся кожистыми, приобретают желтый, коричневый, красный или фиолетовый цвет и превращаются в чешуи. Донце луковицы представляет собой видоизмененный стебель: вниз от него отхо-дят маленькие корни, а вверх - мясистые листья.

Для выращивания лука-репки берут севок размером 1,5-2 см. Расстояние между бороздками долж-но быть 15-20 см, а между растениями - 6-10 см. Частой по-ливки лук не требует. Признаком созревания репки и готовности ее к уборке служит полегание и засыхание листьев.

Сахарный горох имеет круглые, очень крупные семена с гладкой или морщинистой поверхностью, белые, желтые или зе-леные. Под их плотной кожурой находятся зародыши, которые состоят из двух мясистых семядолей, корешка и почечки. Из посеянного семени вырастает побег с длинным, тонким, гиб-ким стеблем и перистыми листьями, которые состоят из нескольких пар яйцевидных листочков, оканчивающихся усиком, который закручивается спиралью вокруг опоры. Корень уходит глубоко в землю, поэтому растение переносит засуху. Цветет горох белыми, лиловыми или фиолетово-красными цветками, похожими на мотыльки. Плод - боб, при созревании растрескивается по шву на две створки. Растение нетребовательно к почве и уходу. Всходы появляются в первую не-делю.

Посев могут производить дети всех групп. На растении легко прослеживается процесс развития от семени до семени

Фасоль имеет зеленый или фиолетовый стебель с шершавой поверхностью, во время роста он винтообразно обвивает опору. Первая пара листьев имеет сердцевидную форму, осталь-ные - тройчатые, опушенные, окрашенные в зеленый, желто-зе-леный и фиолетовый цвет. Стержневой корень дает длинные бо-ковые ответвления. Цветки, как и у гороха, похожи на мотыльков. Плод - боб. Семена очень крупные, различной формы (почковидной, шаровидной и яйцевидной); на их вогнутой стороне хо-рошо виден рубчик - место прикрепления к плоду; строение та-кое же, как и у семян гороха. Фасоль растет на различных почвах, но особенно хорошо удается на песчаных и супесчаных. Всходы появляются на 10-11-й день после посева.

Растение могут выращивать дети всех групп.

Редис сначала образует прикорневую розетку листьев, а за-тем выбрасывает цветоносный побег, на котором созревают струч-ки - плоды с крупными семенами. Посеянные семена всходят на 3-5-й день. Созревшие корнеплоды убирают через месяц после посева, до выгонки цветоносного побега, с появлением которого они истощаются и как пищевой продукт теряют свою ценность. Корнеплоды у среднеспелых сортов круглые (розовые с белым кончиком), у поздних - длинные белые («ледяная сосулька»).

Редис хорошо растет на рыхлой некислой почве. Его могут выращивать дети средних и старших групп.

Огурцы имеют сочный ползучий стебель в виде плети. Семядольные листья овальной формы с ровными краями; первый настоящий лист округлый, последующие - сердцевидные, с пятью лопастями и зазубренными краями. В пазухах листьев образуются усики, которые закручиваются спиралью. Стебель и листья покрыты тонкими волосками. Ранние сорта огурцов цветут через 30-40 дней после посева, поздние - через 60-70 дней. Цветки желтые, с пятью лепестка; форма и окраска плода меняются с ростом. Семена удлинено-овальные, с белой кожурой. Собирают огурцы-зеленцы регулярно через 1-3 дня, отрывая от стебля надавливанием большого пальца на плодоножку. Плоды, достигшие 8-12 дней, истощают растения и снижают его урожай.

Тыква и кабачки. Крупноплодная тыква имеет длинные стелющиеся плети; для выращивания плодов требуется 120 дней. У кабачков короткие плети, плоды развиваются 50-60 дней.

Свёкла столовая на первом году образует утолщение темно-красного цвета. Верхняя часть утолщения свеклы стеблевого происхождения, на ней образуется листовая розетка. Растение нетребовательно к почве и уходу, убирают его до заморозков в сухую погоду.

Морковь и петрушка в первый год развивают корнеплод и прикорневую розетку листьев. У моркови корнеплод оранжевого цвета. Петрушка корневая имеет утолщенный корнеплод; листовой корень тонкий, ветви-стый; листья гладкие, рассеченные или гофрированные.

Капуста белокочанная в первый год жизни дает при-корневые листья с верхушечной почкой, из которой образуется кочан. Он состоит из короткого утолщенного стебля (кочерыги) и множества прижатых к нему больших, гладких, без опушения листьев. Они испаряют много влаги, поэтому растение требует боль-шого количества воды в почве. Капусту убирают, когда кочан станет твердым.

Капуста интересна как растение, выращиваемое из рассады, Выращивание капусты можно поручить детям старшей группы

Репа в первый год образует листья и корнеплод с вогнуто-стью в нижней части, окраска его желтая или белая. Всходы появляются через 8-10 дней после посева, имеют гу-стое опушение, легко переносят заморозки. Репе необходимо мно-го света и при затенении образование корнеплода задерживает-ся. Растение плохо растет на почвах песчаных и с высокой кислотностью; при недостатке влаги всходы гибнут от вредителя - земляной блохи. Репа быстро созревает, употребляют ее чаще в сыром виде.

Сеять репу могут дети только старшей группы (так как семена ее очень мелкие).

Салат имеет нежные и сочные листья; растут быстро. Растение снимают пос-ле образования 5-6 листьев. Семена очень мелкие, круглые. Посев семян можно заменить высадкой рассады с 4-5 листочками. Выращивать салат могут дети старших групп.

Помидоры (томаты) имеют стебель твердый, стоячий или тонкий стелющийся. Форма листьев меняется с ростом, появля-ется все большая рассеченность листовой пластинки. Растение покрыто волосками, выделяющими жидкость с особым запахом. Цветки желтые. Плоды мясистые, с тонкой кожицей, по форме - продол-говатые, овальные, грушевидные или круглые, с гладкой или реб-ристой поверхностью, по цвету - красные, розовые, оранже-вые, бледно-желтые. Содержат много витаминов. Убирают пло-ды по мере их созревания. При съеме резко срывать плоды не рекомендуется, лучше их аккуратно поворачивать, пока не отде-лятся от плодоножки. Семена желтовато-серого цвета, округ-лые, опушенные.

Помидор - лучший объект для выращивания рассады с де-тьми старшей группы. Может служить для на-блюдения за ростом листьев, за изменением величины и окрас-ки плодов.

Методика работы с детьми в уголке природы в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.

Уголок живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного озна­комления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к жи­вотным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1.Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы . 2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям 3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными 4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны.5. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности животных и растений. 6. Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер.7. чтобы дети могли свободно подходить к ним , наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных.

2-я младшая группа Растения с большими кожистыми листьями (для ухода), Растения с четко выраженными частями (фикус, герань).

Средняя группа Несколько экземпляров и разновидностей одного вида, Растения с разнообразными листьями (Герань обыкновенная и Герань зональная, Фиалка узумбарская)

Старшая группа Растения с разнообразными стеблями(Цисус, кактус, Китайский розан), Растения, по разному размножающиеся(Традесканция, Хлорофитум, Фиалка узумбарская), Растения, требующие разнообразного ухода (Цисус, Фикус, Бальзамин)

Уход за комнатными растениями

Удаление пыли (начиная с младшей группы, сначала наблюдение и повтор вместе с воспитателем; средняя - под наблюдением воспитателя, старшая - самостоятельно ): Большие кожистые листья - Влажной тряпочкой; Мелкие кожистые листья – душ; мелкие – опрыскивание.



Рыхление (сухая поливка) (младшая – наблюдают, средняя – под наблюдением воспитателя, старшая - самостоятельно)Если на почве корка – полочкой для рыхления.

Осенью в уголок переносят растения, пересаженные из цветника в горшки Жи­вотных, впадающих в зимнюю спячку наоборот, выносят в прохладное, неотапливаемое помещение.

Зимой в уголке производят посадки, начиная с младшей группы (наблюдение, средняя и старшая – под руководством ) лук на перо, овес, салат, морковь и свекла на зелень.. К концу зимы в уголок природы ставят сосуды со срезан­ными ветками деревьев и кустов. Весной в уголок ставят ящики с рассадой и укореняемыми черенками (старшая группа ).

Летом уголок природы помещают на веранду или в беседку и значительно пополняют растениями и животными, которых дети приносят с экскурсий и прогулок.

Создание условий для экологического воспитания дошкольников на участке учреждения дошкольного образования.

Земельный участок детского сада- это место игр, прогулок и занятий . Осенью, зимой и весной дети проводят на участке большую часть дня, а летом,- весь день.

Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются кол­лективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки , у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело.

На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе , организуют длительные наблюдения за ростом растений и повад­ками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире , воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

Правильно организованный и хорошо озелененный участок - необходимая база для осуществления воспитательно-образовательных задач детского сада.

Требования к озеленению участка детского сада.

Составляя план озеленения участка, заведующий должен учесть следующие требования:

1. Под насаждения отводится не более 50% всей площади (если рядом с участком расположен лес, парк, сад, то эту площадь можно сократить до 30%).

2. Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание , поэтому кустарники сажают не ближе 5, а деревья - не ближе 10 м от стен здания, имеющего окна на солнечную сторону (в жарких климатических районах эти расстояния уменьшают).

3. По периметру земельного участка следует предусмотреть однорядную защитную полосу деревьев или кустарников.

4. Для озеленения нельзя использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками и т. п.

5. При подборе растений нужно учитывать высоту и характер здания детского сада. В некоторых случаях целесообразно деревья не высаживать, а ограничиться высокими кустарниками.

6. Необходимо обеспечить воду для поливки зеленых насаждений и участка.

Цветники на участке детского сада. Планировка, подбор цветочных культур.

Наиболее распространенными формами цветочных насаждений являются клумбы, рабатки и газоны . В цветочном оформлении важно правильно отобрать декоративные растения (по высоте, форме и окраске цветков, по времени цветения). Нужно учитывать и требования растений к свету, почве и влаге. Растения отбирают с таким расчетом, чтобы иметь непрерывно цветущие клумбы с ранней весны и до поздней осени. Клумбы не должны быть сложными по форме . Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Разбивая клумбы, необходимо самые высокие растения сажать в центре , по мере удаления к краям - растения средней высоты, по краю - очень низкие бордюрные.

Рабатки - это длинные, узкие клумбы , устраиваемые по сторонам дорожек, у стен зданий, вдоль террас и заборов. Растения на рабатках сажают низкорослые, рядами.

Зеленые газоны обязательны на прогулочных площадках, т.к. задерживают пыль и служат хорошим фоном для цветников.

Плодовые насаждения (деревья и кустарники) на участке детского сада возможны при наличии площади. Можно сажать группами или по-одному. Необходимы для знакомства и наблюдений во всех группах д/с, а также для привлечения птиц на участок.

Детский огород на участке детского сада.

Площадь под огород для младших групп отводится из расчета 1 кв.м на каждого ребенка (включая дорожки). делают грядки шириной 60 см и междурядья шириной 60 см. Кроме того, прокладывается центральная дорожка шириной до 1,5 м. Огород окаймляют бордюром из низкорослых растений.

Огород для младших групп устраивается рядом с игровой площадкой или прямо на ней. У детей средней и старших групп огород общий .

Для выращивания с детьми на участке детского сада расте­ний следует брать такие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе . Для огорода детей младших групп выбирают быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Это лук, горох, бобы, редис.

В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры, только различных сортов. На своем огороде старшие дошкольники выращивают такие овощные культуры: зеленные, пряно-вкусовые, луковые, капустные, плодовые, корне- и клубнеплоды, бобовые и кукуруза. Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.

Детский огород значительно расширяет круг детских представлений о растительном мире, приучает детей к труду, развивает их инициативу.

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в цветнике, огороде»

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам консультацию для воспитателей «Организация работы с детьми в цветнике, огороде». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, методистам дошкольных отделений. Консультация направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель
Совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников в Учреждении.
Повышение знаний, профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей при организации работы с детьми в цветнике, огороде.

Создание на земельном участке дошкольного учреждения цветника, огорода имеет большое воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем, выращивая на участке растения, учатся ухаживать за ними, узнают о жизни растений, приучаются к труду и бережному отношению к зеленым насаждениям. Яркие впечатления, полученные в детстве от общения с живой природой, надолго остаются в памяти и служат фундаментом для формирования правильных представлений о природе.

Устройство гряд


На общем огороде каждой группе выделяются свои гряды для выращивания овощей.
Независимо от площади и места расположения огорода гряды делают установленного размера: длина – 2,5-3 м, ширина – 70-80 см, междурядья – 50-60 см. Высота зависит от влажности и структуры почвы: на ровной поверхности с легкой и рыхлой почвой – 15-20 см, на низких и сырых местах – 40-50 см. Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными (невыпуклыми), чтобы при поливе вода не скатывалась с гряд. Борта легонько прихлопывают тыльной стороной граблей, чтобы они стали немного наклонными, тогда почва не будет осыпаться.


Необходимо подготовиться к работе на огороде: подготовка сельскохозяйственного инвентаря для детей и взрослых, заготовка семян, выращивание рассады, планировка участка под огород, подготовка почвы к посеву.
Необходимо иметь достаточное количество лопат, грабель, леек, ведер, чтобы одновременно могло принимать участие в работе как можно больше детей. Очень важно, чтобы оборудование соответствовало силам и росту детей, было удобным и имело привлекательный внешний вид.

Выбор овощных культур для огорода

При выборе овощных культур следует учитывать возраст детей. На грядах малышей целесообразно посадить лук, посеять горох, бобы или фасоль, редис. В течение зимы дети несколько раз сажают лук в ящики, поэтому приемы посадки и ухода им знакомы. Выращивание лука на огороде расширит знания детей: они узнают, что лук можно выращивать не только в ящиках, но и на грядках.


Семена гороха, бобов крупные, поэтому каждый ребенок под руководством воспитателя может посеять и заделать эти семена. Кроме того, бобы и горох менее требовательны в отношении ухода, чем другие культуры, и в тоже время интересны и доступны для наблюдения детям младших групп.



Новым и более сложным является посев семян редиса, но при правильной организации работы дети хорошо справляются посевом этих мелких семян.


На участке старших групп можно выращивать овощи, разные по срокам созревания и хозяйственному назначению: листовые – салат, капусту, корнеплоды – редис, морковь, свеклу и др., плодовые – огурцы, кабачки, тыкву, помидоры, бобовые – горох, бобы, фасоль.

На участке детского сада непременно должны быть цветы. Они украшают участок, делают его уютным, живописным и радостным, дают воспитателю богатый материал для работы с детьми.
Разнообразие растительных форм, сочетание и яркость красок, аромат и красота цветов возбуждают интерес детей к растениям, способствуют эстетическому воспитанию. Во время работ и наблюдений, организуемых воспитателем, дети легко и незаметно усваивают много знаний о жизни растений, приобретают навыки ухода за ними.


Растений, пригодных для оформления цветника, очень много. Иметь их все на участке невозможно, да и не нужно. Сажать можно любые из них: все они по-своему хороши и нравятся детям. Правильнее всего подобрать те растения, которые более неприхотливы и требуют меньших забот. К таким растениям прежде всего относятся многолетники и самосейки.

Организация и содержание наблюдений на огороде, в цветнике

Вторая младшая группа
Основная цель наблюдений – привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Детей этого возраста знакомят с основными явлениями в жизни растений: вырастают из семян, цветут, дают плоды (овощи). Ухаживая и наблюдая за растениями, дети постепенно приобретают знания о внешнем виде некоторых растений. Слова растет, выросло, вырастет становятся более понятными.
Учитывая большую эмоциональность и двигательную активность малышей, очень важно связывать наблюдения с радостными переживаниями и действиями. Для этого в процессе наблюдения следует использовать различные приемы: игровые, практические поручения (найди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же и т.п.), словесные (вопросы, пояснение, художественное слово и др.).


С детьми проводятся кратковременные, но часто повторяемые наблюдения, так как дети быстро утомляются, внимание у них неустойчиво, и не со всей группой одновременно, а с небольшим количеством детей.
Первое знакомство детей с растениями цветника можно провести после укоренения рассады. Воспитатель подводит детей к клумбе, показывает им яркие иллюстрации цветов для того, чтобы привлечь внимание. Затем на участке рассматривают растения. Воспитатель отмечает, что они еще маленькие. Предлагает полить растения, чтобы они хорошо росли. Показывает, как надо это делать – под корень, чтобы не сломать листочки. В последующие дни воспитатель привлекает детей к поливке, объясняет, что после поливки растения хорошо растут, быстрее появляются цветы.
При появлении первых цветов воспитатель подводит детей к клумбе, спрашивает, почему она стала такой красивой, что нового появилось на ней. Дети рассматривают цветы, воспитатель называет их. Учит детей узнавать называть цветы, различать их по окраске, величине.


Знакомство с ростом овощей лучше всего начать тогда, когда у растений на грядках появится первый лист. С этого момента можно привлекать детей и к уходу за ними (к поливке).
Первые наблюдения воспитатель организует с целью закрепления представлений детей о том, что растения вырастают из семян. Предлагает пойти на огород посмотреть, что там выросло. Дети рассматривают всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка -2 растения, показать его листочки. Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком.


Позднее можно провести более продолжительное наблюдение за ростом знакомых растений. Цель их – закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений.
Не мене интересным будет для детей сбор первого урожая овощей.

Средняя группа
Детям 4-5 лет также трудно проследить весь цикл развития растений. Воспитатель на ярких убедительных примерах знакомит с некоторыми качественными изменениями растений в процессе роста, с последовательностью в наступлении отдельных фаз их развития (появление листочка, превращение бутона в цветок, цветка в плод и т.д.).
Очень важно вызвать у детей интерес к наблюдениям. Для этого используются несложные игры-поручения типа «Найди такой же», «Кто заметил?», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь» (с овощами).


В то же время воспитатель учит детей выделять и называть один или два признака растения, отличающие его от других, развивает внимание, интерес детей к растениям, к их разнообразию. Когда на грядках появятся дружные всходы, ребят привлекают к систематическому уходу за ними, в первую очередь к поливке.


Очень важно научить детей сравнивать растения по цвету и форме листьев. В процессе рассматривания воспитатель задает вопросы: «Что мы недавно сажали на грядках, чтобы выросли растения? Почему растения растут рядочками? Почему на разных грядках выросли разные растения?»
В средней группе детей подводят к установлению связей и зависимостей между конкретными факторами: они не только рассматривают цветки, но и обращают внимание на готовый раскрыться бутон, ждут, когда появиться цветок. Воспитатель приучает детей делать доступные им выводы и заключения.


Следует понаблюдать за состоянием растений после обильной поливки или дождя в жаркие дни: листья распрямляются, тянутся вверх. В результате этих наблюдений воспитатель подводит детей к установлению зависимости состояния растений от наличия или отсутствия влаги в почве, о значении ее для жизни растений, показывает связь между их состоянием и уходом за ними.
В процессе наблюдений необходимо следить за тем, чтобы дети правильно называли части растений (стебель, листья, цветы, бутоны, корни).
Воспитатель учит детей сравнивать растения двух соседних грядок: у гороха вырос стебель, у редиса, свеклы стебля не видно – выросло много листьев. Особенно интересны для детей наблюдения за появлением плодов, корнеплодов на грядках.

Старшая и подготовительная к школе группы
В процессе ознакомления старших дошкольников с жизнью растений решаются более сложные задачи, чем на предыдущем этапе. Детей подводят к обобщению накопленных представлений о растениях, образованию понятий (например, «культурные» и «дикорастущие» растения), осознанию зависимости жизни растений от природных факторов и труда человека, развивают умение видеть некоторые закономерности в жизни растений (постепенность, последовательность и изменчивость в процессе роста и развития).

С детьми старшего возраста проводятся не только эпизодические (кратковременные), но и длительные наблюдения (в течение многих дней или недель). Эпизодические наблюдения воспитатель организует тогда, когда нужно привлечь внимание ребят к новым явлениям или закрепить знания.
Для развития наблюдательности, умения сопоставлять и выделять существенные признаки растений полезно проводить занятия на сравнение. В старшей группе можно дать для сравнения два растения цветника (например, космея и лилия, настурция и цинния).





В подготовительной группе дают более сложное задание: сравнить две-три разновидности одного и того же вида растения, например, гвоздика турецкая и китайская, бархатцы крупные махровые и карликовые.





Установление при сравнении как различных, так и схожих признаков развивает у ребенка мышление, дает возможность к элементарному пониманию сортности растений, роли человека в преобразовании природы.
При длительных наблюдениях воспитатель в течение определенного времени возвращается к одному и тому же растению несколько раз, отмечая происшедшие в нем изменения и связывая их с предыдущими, например, «Превращение цветка в ягоду», «От семечка до семечка» (горох, огурцы, подсолнух) и др.
Наблюдения нельзя перегружать, не нужно стараться в один раз сообщить все то, что важно и интересно знать детям об этом объекте. Но каждый раз нужно давать детям что-то новое, расширяющее их представления о данном растении.
Для развития интереса к растениям воспитатель может использовать различные приемы, в том числе игровые: «Кто первый увидит?», «Кто быстрее найдет?», «Сколько лепестков у маргаритки, шиповника?». Можно давать детям угадывать цветки по запаху, овощи и фрукты – на ощупь, на вкус.

Оксана Коваленко

Уважаемые коллеги! Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти . А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород. Мы гордимся своим огородом вот уже 20лет - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы.

Наличие огорода в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического и трудового воспитания детей. Для чего нужен огород в детском саду? Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями, для организации трудовой деятельности детей, способствующей усвоению детьми навыков ухода за растениями.

Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. На нашем огороде обязательно наличие скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений. Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь у нас настоящий, безопасный в использовании, но соответствует возрасту и росту детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая. Каждую осень видеть восторг детей, когда они, собирая урожай, понимали, что всё это они вырастили сами, это для них просто маленькое чудо!

Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая» , выставка «Что нам осень принесла» и другое.

Цель : Расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода на участке детского сада.

Задачи:

Формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в саду и огороде.

Расширять представление детей о жизни растений.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Это наш сторож, он охраняет то, что растёт на огороде.

Кроме овощей, у нас растёт малина, вишня и смородина.

Иметь огород, на котором можно выращивать овощи и фрукты – это благо. Однако просто ухаживать за грядками – это скучно и неинтересно. Намного оригинальней заняться, и тогда родные «6 соток» будут радовать необычным видом и дарить эстетическое наслаждение. Итак, мы расскажем, как красиво оформить огород. Ну а некоторые из идей вам, возможно, пригодятся.

Как красиво оформить огород?

Нам кажется, что вполне логично начать облагораживание участка с необычной разбивки грядок. Самые обычные ряды овощей могут выглядеть не только аккуратно и ухоженно, но и красиво. В первую очередь нужно включить фантазию. Самый простой вариант – посадка овощных культур и зелени в определенном порядке, благодаря чему на огороде будет создаваться красочный узор. При этом рекомендуем учитывать высоту растений, их кустистость и требовательность к поливу.

Интересное оформление огорода получается и при в определенной композиции. Выгодно смотрятся модули грядок в различных геометрических формах – треугольниках, квадратах ромбах, кругах, овалах и т.д. Для окантовки грядок можно применять разнообразные материалы – бордюрную ленту, черепицу, кирпич, камни, бревна, даже стеклянные и пластиковые бутылки и т.д. Благодаря бордюрам между сегментами грядок будут образовываться тропинки. Грядки могут быть высокими, но для их создания потребуются трудовые и денежные затраты.

Интересная идея для красивого оформления огорода небольшого размера – это создание вертикальных грядок в необычном исполнении. В качестве грядок используются жестяные банки, полочки, трубы с отверстиями (для клубники) и т.д.

Как оформить огород своими руками - декоративные элементы

Украшение ваших соток будет неполным без разного рода декоративных элементов . Тут есть, где разыграться фантазии! Главное действовать без фанатизма, чтобы все на вашем участке хорошо сочеталось и выглядело гармонично.

Говоря о том, как оформить огород своими руками, можно продолжить тему о тропинках. Дорожки между грядками можно оформить галькой, мелким гравием, вымостить плитами или булыжником.

Планируя необычное оформление огорода своими руками, не забывайте и милых мелочах. В углах участка или в центральной части грядок можно разместить декоративные предметы – статуи, фигурки, фонтанчики, вазоны. Довольно мило выглядят обычные емкости (ведра, корзины, кувшины, ванночки), заполненные землей, в которой растут растения. Если на вашем участке имеется пенек от срубленного дерева, выскоблите его сердцевину, заполните землей и посадите, например, петрушку. Оригинально выглядят, к примеру, старые вещи, в которых произрастают садовые растения . Это могут быть автомобильные покрышки, старые ботинки или сапоги, садовая лейка или отработавшее свое старая тачка.

Особую декоративность вашему огороду придадут красивые природные камни . Они могут использоваться сами по себе по отдельности или создавать причудливые узоры, а также альпинарии в сочетании с цветами или декоративными цветами. Огородник, обладающий талантом рисования, может красиво разрисовать камешек в виде животного, насекомого, ягоды или овоща.

Чтобы ваш участок радовал вас яркими красками все лето, обязательно займитесь оформлением огорода цветами. Растения можно сажать в сочетании с овощами, а можно разместить в контейнеры, подвесные кашпо , вазоны и украсить ими беседку или фронтальную часть дома.

Обдумайте и место в вашем огороде, где вы сможете отвлечься от работы и отдохнуть несколько минут. В качестве сиденья можно использовать те же пеньки, скамейку, лавку, кресло-качалку и т.д.

Оформление огорода на дачном участке

1. Подойдите к огороду, как к цветнику

Чем огород отличается от цветника? Только тем, что растения, которые в нем сажают, съедобны. А ведь съедобные растения можно использовать так же, как декоративные. Очень многие из них имеют красивую форму и окраску листьев, выразительно цветут, а во время созревания плодов радуют нас яркими и разнообразными красками.

Более того, многие полезные плодовые изначально появились в наших краях как декоративные. Например, томаты и картофель выращивались раньше как экзотические растения, а их цветы использовались для украшения. Топинамбур и по сей день чаще можно увидеть в качестве декоративных зарослей с радостными желтыми цветами по краям участков - а вместе с тем его клубни очень вкусны и полезны. Многие уже давно оценили и декоративность пряных трав и лекарственных растений.

Так почему бы не подойти к оформлению своего огорода также, как вы подошли бы к устройству цветника, и использовать не только полезные свойства овощей и трав, но и их «внешние данные»? Сделайте из огорода выразительный акцент!

Совет: Чтобы получить красивый огород (на фото - идеи для сада и огорода своими руками) подбирайте растения по цвету и, высаживая их, создавайте узоры и орнаменты. Используйте салаты, капусту и зелень разной окраски.

Высаживайте в центре и на заднем плане более высокие растения : грунтовые томаты, перец, фасоль. Во время созревания они также разнообразят внешний вид огорода яркой окраской плодов. Сочетайте сорта с плодами разного цвета - например, красные и желтые томаты или фасоль с зелеными и фиолетовыми плодами.

Плетистые тыквы и кабачки сами по себе создадут на даче прекрасный декоративный цветник своими красивыми листьями и цветами и выразительными плодами.

Совет: Пряные травы и зелень используйте в качестве бордюров и разделителей.
Учитывайте масштаб и рисунок листьев. Высадите рядами овощи и травы с мелкоизрезанной, пушистой ботвой (например, морковь или укроп) и растения с крупными округлыми листьями - например, свеклу или салат.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…

  • Цветник на участке: Вопросы, на которые вам нужно знать ответы
  • Полезно знать: 8 основных табу при выращивании пряных трав

Рассчитывайте размеры огородной клумбы так, чтобы вы легко могли дотянуться до растений для ухода и сбора урожая. Если нужно, сделайте мини-дорожки из мульчи или декоративной гальки, разделив клумбу на сегменты. Устройте огородный цветник спиралевидной формы или в виде лент. Используйте в оформлении вашего огорода те же приемы, что и для устройства клумбы. Пусть он радует вас своим дизайном - красивой формой и сочетанием цветов.

Совет: Для огорода-цветника подойдут грядки геометричной формы, французские грядки «боскет», грядки на газоне и контейнерные посадки.

Создавая красивые огороды своими руками, вы можете использовать те же места, что и для клумб (на фото огород устроен прямо перед входом в дом) - кроме въездной площадки и мест, примыкающих к проезжим дорогам: все-таки не стоит забывать о пользе. Также избегайте сильно затененных мест, так как большинство плодовых растений любят хорошую освещенность. Зато прекрасным выбором будут участки возле веранд, террас, площадок для отдыха, а также на газонах и пересечениях дорожек.

2. Спрячьте
Этот подход при организации огорода - пожалуй, самый распространенный. Его предпочитали еще средневековые монахи, которые делали свои аптекарские огороды закрытыми и обносили их непроницаемыми для посторонних взглядов оградами. Впрочем, использование этого приема восходит к еще более давним временам: закрытым садам Древнего Египта.

В наши дни тоже очень часто огород на участке стараются как-то скрыть и замаскировать (пример - на фото). Так сделайте же это со вкусом! Превратите огород в отдельную замкнутую часть участка, отдельный кулуарный уголок.

А. Огородите забором
Можно обнести огород красивым забором. Используйте материалы, формы и цвет, уже представленные на участке: в основной ограде и воротах, в беседках, скамьях, отделке дома. Эффектно будет выглядеть ограда из необработанного камня, особенно украшенная по верху ампельными растениями или частично увитая ими. Вход обозначьте красивой калиткой или перголой.

Б. Живая изгородь
Другой путь - устроить вокруг огорода живую изгородь . Причем, чтобы добиться максимального полезного эффекта, используйте для ее создания плодовые растения. Посадите по периметру огорода иргу, боярышник (с частичной обрезкой), калину, черноплодную рябину (аронию черноплодную) или лещину. Подобное оформление выглядит очень эффектно: перечисленные растения образуют высокие пышные куртины и создадут вокруг огорода «ширму». При посадке учитывайте, что ширина такой изгороди будет 2-2,5 м. Впрочем, эти кустарники прекрасно поддаются обрезке, и вы можете формировать стриженую изгородь той формы, ширины и высоты, которая вам нужна. Правда, в этом случае не стоит рассчитывать на обильные урожаи.

В. Деревья на шпалере
Еще один вариант устройства полезной живой изгороди, которая замаскирует огород и обеспечит вас урожаем, - выращивание плодовых деревьев на шпалере. Такая изгородь не займет много места, но потребует определенных усилий по формированию. Кроме того, для получения урожая она должна быть довольно прозрачной. При этом у шпалерного выращивания довольно много преимуществ.

Для замкнутого огорода подойдет любой тип грядок, но фигурные геометричные грядки и грядки «боскет» будут выглядеть наиболее органично.

Следите, чтобы изгородь вокруг огорода не затеняла его целиком, то есть площадка под огород должна быть довольно просторной. По этой причине полностью замкнутый огород подойдет для больших участков. В противном случае закройте огородную зону локально, поставив шпалеры в ключевых визуальных точках. Для максимизации полезного эффекта выращивайте на таких шпалерах плетистые огородные растения: горох, фасоль и даже огурцы.

Идея: Завершите образ средневекового сада, поставив скамейку или качели под шпалерой. Пусть в вашем огороде будет место не только труду, но и расслаблению.

3. Сделайте из огорода выставку
Этот подход противоположен предыдущему. Я предлагаю не только не прятать, а наоборот - показать огород во всей его красе и даже дополнительно его декорировать. Тщательно продумайте планировку огорода: в этом случае фигурные грядки будут просто идеальны.

А. Скульптура
Используйте грядки как выставочную площадку. Кто сказал, что скульптур достойны только сады и парки? Грядки-клумбы будут для них прекрасной экспозиционной зоной. Используйте скульптуры из бетона, металла (как на фото) или дерева, романтические, фантазийные образы или современные формы. Либо же можно пойти традиционным путем и устроить выставку огородных пугал.

Б. Коллекции
Огород - прекрасное место для коллекций. Пусть это будет коллекция садового инструмента , или коллекция редких сортов овощей. Отличный объект для коллекционирования - кашпо и контейнеры для растений. Они могут отличаться многообразием форм, цветов, материалов и покрытий и быть очень декоративными.

Конечно, одинаковые кашпо выглядят стильно и как бы собирают участок в единую композицию. Но это - не единственный возможный декоративный прием. И огород - как раз то место, где разнообразие садовых контейнеров будет смотреться органично.

Совет: Объедините кашпо одним свойством - материалом или стилем. В остальном их дизайн может быть совершенно различен.

В. Фонтан или пруд
Установите в огороде фонтан. Это сразу сделает его не просто утилитарной площадкой. Пусть это будет гейзерный фонтан, перекликающийся формой с садовыми кашпо, или лаконичная текущая струя.

Прекрасную атмосферу создаст также маленький пруд. Помимо декоративной, водные объекты будут выполнять в огороде и вполне функциональные роли. К ним можно подключить систему полива, а пруд отлично справится с дренажной функцией и поддержанием баланса влажности.

Пусть они образуют пышный бордюр вдоль забора. Для этого подойдут томаты, картофель, кабачки. Нагреваясь от солнца, забор будет отдавать тепло, что обеспечит дополнительный нагрев и более быстрое созревание урожая.

Красивые бордюры из зелени, салатов и трав получатся вдоль дорожек огорода. Чередуйте цвета и совмещайте различные текстуры листьев, и у вас получится по-настоящему декоративная композиция, обеспечивающая, помимо прочего, еще и навигационную функцию.

Применяйте огородные растения для зонирования. Используйте огурцы, фасоль и горох для создания пергол. А те же огурцы, кабачки и пышные травы в высоких контейнерах станут красивыми и полезными бордюрами, разделяющими различные площадки или акцентирующими вход.

Этот подход прекрасно соответствует потребностям небольшого участка, так как позволяет использовать буквально каждый сантиметр пространства.

Совет: Для «рассеянного огорода» идеально подойдут высокие и контейнерные грядки. Используйте фигурные контейнеры, размещайте их ярусно, учитывайте логику движения и зонирования участка. И тогда «огород в отсутствие огорода» не только не займет драгоценное пространство, но и поможет визуально его увеличить!

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
А какое оформление огорода своими руками нравится вам? Покажите фото ваших участков в разделе комментариев под статьей!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №10 «Ивушка» г.Ессентуки

Проект «Наш огород»

совместной работы педагогов, родителей и детей подготовительной группы компенсирующей направленности

№7 «Радуга» МБДОУ детского сада № 10 « Ивушка»

10.02.2017 год

Подготовила:

Помазанова И.А.

воспитатель

группы компенсирующей

направленности №7 «Радуга

Проект для детей

старшего дошкольного возраста:

«Наш огород» в детском саду

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1.Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, огурцы, цветы);
3.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9.Развивать познавательные и творческие способности.
Тип проекта: краткосрочный,
Срок реализации: 3 недели.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: исследовательско – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор мультфильмов;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
заинтересованность родителей и детей;
методические разработки.
Актуальность проекта: Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;
практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра (теневого, настольного, театра)

Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.
Что нужно сделать, чтобы семена выросли.
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.

Задачи по работе с родителями:
Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
1.Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2.С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3.С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4.У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6.Создание в группе огорода на подоконнике.
7.Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8.Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы проекта:
1 этап – подготовительный. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
Задачи:
Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
сбор информации, материалов по теме;
организация предметно- развивающей среды
разработка цикла наблюдений, занятий;
беседы;
2 этап – практический: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
развивать выразительность речи, моторику рук;
формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
воспитывать желание ухаживать за растениями;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми
реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья»;
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке;
Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино»
Песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры "Овощи и фрукты»,«Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: «Лучок»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья»«Огород», «Мы помощники».
Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов.
Театрализованная деятельность: « Репка», «Сказка о том, как овощи посорились»
Конструирование: «Теплица для овощей».
Формы работы с родителями:
1.Беседа с родителями «Наш огород».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох и лук для оформления альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
развивать творческие способности;
воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.

В ходе реализации проекта «Наш огород» предполагаемые результаты были достигнуты:
мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;
пополнили словарный запас детей;
на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам детям и родителям.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке»

Чтобы огород рос, нужно ухаживать, чем мы и занимаемся.