Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Космос». Конспект нод в старшей группе "Космос" с презентацией Открытое занятие старшая группа тема космос

Цель: уточнить и обобщить знания о космосе.

Задачи:

Образовательные :

  • Формировать понятие “космос”, “космическое пространство”, “солнечная система”;
  • Обогащать речевой словарь словами по теме;
  • Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;
  • Учить определять самоцель.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать творческое воображение детей;
  • Совершенствовать навыки работы с клеем и кистью;
  • Развивать мелкую и общую моторику;
  • Учить четко, отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
  • Воспитывать чувство гордости за родную страну.

Материал:

  • Разрезные картинки с космическим сюжетом; воздушный шар голубого цвета, фломастер черный; интерактивная доска, ноутбук; фантастическая музыка в записи; листы белой бумаги по количеству детей, клей, кисти, салфетки для аппликации; звезда, бубен.

Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – “День космонавтики”.

  • Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
  • Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой. Чтение стихотворений, сказок и рассказов о космосе.
  • Непосредственно образовательная деятельность

    Введение в тему занятия.

    Дидактическая игра “Разрезные картинки”.

    Цель : уметь составлять сюжет, развивать мышление, внимание, мелкую моторику.

    Описание игры: воспитатель готовит картинки, на которых изображен предмет или сюжет, связанный с темой занятия. На оборотной стороне каждой картинки наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки “рубашка” получается своего цвета. Затем картинки разрезаются на фрагменты, так чтобы количество фрагментов совпало с количеством детей. Фрагменты картинок раскладываются на столе лицевой стороной вверх.

    Ребята, давайте поиграем. У меня есть разрезные картинки. Скажите, как можно с ними поиграть?

    - (ответ детей)

    Чтобы собрать картинку в одно целое, нужно правильно подобрать фрагменты.

    Дети по одному выбирают фрагмент картинки. Подходят к столам с флажками одного цвета с картинкой. Собирают фрагмент в одно целое.

    Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить?

    - (ответ детей)

    Но прежде чем нам поговорить о космосе, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос, в каком населенном пункте мы живем?

    - (ответ детей)

    Правильно мы живем в Новом Васюгане. А Новый Васюган находится в Томской области. А Томская область входит в состав России. А Россия одна из множества стран на нашей планете Земля.

    Планета Земля похожа на шар. Она круглая. И если мы выйдем из дома и будем двигаться только вперед, то через много-много времени вернемся снова к своему дому. Вот посмотрите, как я могу проделать этот путь на этом воздушном шарике, ведь он тоже круглый, как наша планета Земля. Я, поставлю фломастер на самой верхней точке, и поведу линию вниз. И вот, я вновь оказалась в той точке, откуда начала движение. Вот так и древние путешественники убедились, что наша планета Земля круглая.

    Что же тогда окружает нашу Землю?

    - (ответ детей)

    А что же еще находится в космосе?

    - (ответ детей)

    А мы можем, просто поглядев на небо увидеть с Земли планеты?

    - (ответ детей)

    Да, конечно, просто посмотрев на небо, мы не увидим с вами планет. Планеты и звезды можно увидеть с земли только в телескоп. Телескоп – это большая подзорная труба. И наблюдают за звездами и планетами в телескоп ученые, которых называют астрономы.

    Как называется подзорная труба, в которую смотрят на звезды?

    Как называют ученых, которые смотрят в телескоп?

    А мы сейчас с вами сможем увидеть далекие планеты?

    - (ответ детей)

    Правильно, мы сможет сделать телескоп из бумаги. У нас на столах разложено все, что нужно для работы.

    Показ воспитателя. Один край листа нужно намазать клеем и свернув лист трубочкой наложить другой конец листа. Аккуратно промокнуть салфеткой по всей длине получившейся трубы.

    Дети подходят к столам. Работа проходит стоя. Если дети нуждаются в помощи, воспитатель помогает. Дети выполняют работу под музыку. <Музыка1>

    Вот, теперь у каждого из вас есть свой телескоп. Приглашаю вас на свои места. Присаживайтесь на стульчики, мы будем наблюдать за звездным небом.

    Дети садятся напротив интерактивной доски. На экране появляются планеты. Гимнастика для глаз. Дети смотрят на планеты сначала одним глазом, затем воспитатель предлагает посмотреть на планеты другим глазом.

    Цель: тренировка мышц органов зрения.

    На экране появляются планеты. Звучит фантастическая музыка. <Музыка2> Воспитатель про каждую планету читает стихотворение.

    Меркурий

    Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
    Залит он лучами горячего света,
    Так много ему достается лучей,
    Что эта планета других горячей!
    Так быстро Меркурий бежит по орбите,
    Как будто торопит: Меня догоните!”

    Венера

    В честь богине красоты
    Названа, Венера, ты!
    В темных небесах сияешь,
    Красотой нас одаряешь.

    Земля

    От Солнца третья по счету планета,
    Наша Земля поменьше Звезды.
    Но ей хватает тепла и света,
    Чистого воздуха и воды.
    Жизнь на Земле – это разве не чудо?
    Бабочки, птицы, жучок на цветке...
    Жизнь на зе6мле вы найдете повсюду –
    В самом далеком, глухом уголку.

    Марс

    Марс – таинственная планета.
    Она по размерам чуть больше Луны,
    Из-за кроваво-красного цвета
    Назвали планету в честь бога войны.

    Юпитер

    Юпитер – больше всех планет,
    Но суши на планете нет.
    Повсюду жидкий водород
    И лютых холод круглый год!

    Сатурн

    Сатурн – красивая планета
    Желто-оранжевого цвета,
    И кольцами камней и льда
    Окружена она всегда.

    Уран

    Уран – лежебока, и встать ему лень,
    Подняться планете невмочь,
    Сорокалетие длится там день
    И сорокалетие – ночь.

    Нептун

    Планета Нептун от Земли далеко,
    Увидеть ее в телескоп нелегко,
    От Солнца по счету планета восьмая,
    Царит на ней вечно зима ледяная.

    Плутон

    Несется в пространстве далекий Плутон,
    Он Солнца лучами едва освящен.
    А чтоб не скучал в одиночестве он,
    с ним спутник летит под названьем Харон.

    Мы с вами увидели планеты Солнечной системы. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Еще их называют Солнечная семья. Какие планеты вы запомнили?

    - (ответы детей)

    А вы знаете, что на Луне живет Звездочет, который считает планеты. Это такая игра. Предлагаю поиграть в “Звездочета”.

    Дети становятся в круг и произносят считалку, при этом передают друг другу звезду. Выбранный звездочет двигается под звук бубна подскоками за кругом. Как только бубен замолкает, звездочет останавливается и становится между двух детей, которые встают спинами друг к другу, и на счет раз-два-три – беги! – обегают в разных направлениях круг, стараясь первыми вернуться в исходную точку и забрать звезду у звездочета. Игра продолжается 3-4 раза.

    На Луне жил звездочет.
    Он планетам вел отсчет.
    Меркурий – раз, Венера – два,
    Три – Земля, четыре - Марс,
    Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
    Семь – Уран, восьмой – Нептун,
    Девять – дальше всех Плутон...
    Кто не видит – выйди вон!

    Мы земляне и живем на планете Земля. Скажите мне, пожалуйста, кто-нибудь еще живет в космическом пространстве?

    - (ответы детей)

    Возможно, вы и правы, и в космосе действительно живут инопланетяне.

    Стук в дверь. Входит ребенок в костюме инопланетянина.

    Ребята, посмотрите, к нам прилетел инопланетный гость. Давайте поздороваемся.

    Мне кажется, что это еще не совсем взрослый инопланетянин, а еще ребенок. И, наверное, он, как и вы любит поиграть.

    - (инопл.) Я хочу загадать вам загадки.

    Среди поля голубого –
    Яркий блеск огня большого.
    Не спеша огонь тут ходит,
    Землю – матушку обходит,
    Светит весело в оконце.
    Ну конечно, это... (солнце).

    Ясными ночками
    Гуляет мама с дочками.
    Дочкам не твердит она:
    - Спать ложитесь, поздно! –
    Потому что мать – Луна,
    А дочурки... (звезды).

    Буква А, буква А –
    Алфавита голова.
    Знает Вова, знает Света,
    “А” похожа на... (ракету).

    - (инопл.) Я очень люблю танцевать. Потанцуйте со мной. Я станцую инопланетный танец, а вы повторяйте движения за мной. <Музыка3>

    Физ. минутка Танец инопланетянина.

    Цель: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

    - (инопл.) Мне пора спешить домой, до свидания!

    Дети прощаются с инопланетным гостем.

    Ну вот, инопланетный гость улетел. А кто еще летает в космос?

    - (ответы детей)

    А кто знает, как звали первого космонавта?

    - (ответы детей)

    Солнечное утро 12 апреля 1961 года. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома Байконур стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту.

    Стихотворение читает ребенок.

    Первый космонавт.
    На космическом корабле
    Он летел в межпланетной мгле,
    Совершив вкруг Земли виток.
    А корабль назывался “Восток”.
    Его знает и любит каждый,
    Был он юный, сильный, отважный.
    Помним взгляд его добрый с прищуром,
    Его звали Гагарин Юра.

    На экране слайд-шоу на тему Космос. Под песню “Знаете, каким он парнем был...” музыка А. Пахмутовой. <Видео1>

    Список используемой литературы.

    1. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Авт.-сост. Т. А. Шорыгина, сост. М. Ю. Парамонова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.- (Библиотека Воспитателя).
    2. Скоролупова О. А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Покорение космоса”. - М.: ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2010. - 80с.

    Воспитатель: Колдова Ольга Валериевна, г. Самара, МБДОУ № 12.
    Цель. Расширять знания детей о космосе, активизировать познавательный интерес, словарный запас по теме «Космос». Развивать мышление, воображение, фантазию, творческую и двигательную активность. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности и умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
    Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка.
    Предварительная работа: чтение энциклопедии о космосе. Беседы о первом космонавте, животных, побывавших в космосе, звездах и планетах, Вселенной. Разучивание стихов.
    Материал, оборудование к занятию: демонстрационный материал (слайды о космосе, космонавтах, детские рисунки), модель солнечной системы. Музыкальное сопровождение: Ю. Антонов «Трава у дома»; ВИА «Зодиак».
    Ход работы.
    Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами продолжим говорить о космосе.

    Каждый человек знает, что такое космос. Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты - все это космос.
    Людям всегда хотелось знать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живет? Но чтобы это узнать, надо до планет долететь. А на чём сейчас мы сможем полететь в космос?
    Дети: На ракете.
    Воспитатель: Разработал теорию ракеты, продумал её устройство и то, как она будет двигаться замечательный учёный Константин Эдуардович Циолковский. И только много лет спустя другой ученый-конструктор Сергей Павлович Королёв смог сконструировать по теориям Циолковского ракету и первый космический спутник. Полетели в космос первыми собаки: Белка и Стрелка. И только после удачного их приземления,12 апреля 1961 года в космос поднялся человек - Юрий Алексеевич Гагарин, стал первым космонавтом. С тех пор 12 апреля наша страна отмечает праздник – День космонавтики.
    У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
    В нашем городе есть Аэрокосмический университет, где учёные и студенты разрабатывают новые ракеты. И большой завод « Прогресс». На заводе строят ракеты и собирают двигатели к ним. Наш город − Самара считается космической столицей страны.
    А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами собираемся в космическое путешествие (Звучит тихая спокойная музыка) - Представили? А какими же должны быть космонавты? Сейчас нам ребята расскажут.
    Дети:
    Чтец 1: Он пример для всех ребят,
    Его зовут героем.
    Гордо носит космонавт
    Звание такое.
    Чтобы космонавтом стать,
    Надо потрудиться:
    День с зарядки начинать,
    Хорошо учиться.

    Чтец 2: Показаться и врачу –
    Здесь экзамен строгий.
    Слабакам не по плечу
    Звездные дороги.
    На корабль могут взять
    Только сильных, ловких.
    И поэтому нельзя
    Здесь без тренировки.

    Чтец 3: Барокамера, бассейн,
    Где мы невесомы…
    Это космонавтам всем
    Хорошо знакомо.
    Вот кабину карусель
    Кружит круг за кругом.
    Не снаряд, а просто зверь
    Эта центрифуга.

    Чтец 4: Очень много предстоит
    Испытаний разных.
    Тот, кто в космос полетит,
    Их пройти обязан.
    Он профессии любой
    Должен знать секреты –
    Ведь на высоте такой
    Не спросить совета.

    Чтец 5: Мы пока что только дети,
    Но придёт желанный час -
    На космической ракете
    Дружно полетим на Марс!

    Воспитатель: В полёте космонавты должны следовать специальным космическим правилам. Что же это за правила?
    Дети:
    1. Космонавт, не забудь
    Во вселенную ты держишь путь.

    2. Главным правилом у нас
    Выполнять любой приказ.
    3. Космонавтом хочешь стать?
    Должен много-много знать.
    4. Любой космический маршрут
    Открыт для тех, кто любит труд.
    5. Только дружных звездолёт
    Может взять с собой в полёт.
    6. Скучных, хмурых и сердитых
    Не возьмём мы на (орбиту).

    Воспитатель: Космонавты должны много знать. Сейчас мы посмотрим, как много вы знаете. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
    1. Что значит космос? - Пространство вокруг Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами.
    2. Как звали первого в мире космонавта? - Юрий Алексеевич Гагарин.
    3. Когда наша страна отмечает день космонавтики? - 12 апреля.
    4. Как называется дом космонавтов? – орбитальная станция.
    5. Зачем он нужен? – космонавты там живут и работают.
    6. На что похож космический дом? – на огромную птицу.
    7. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? - Космический корабль.
    8.Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? - Ракета.
    9. Как называется костюм космонавта? - Скафандр.
    10. Как называется и животное, и созвездие? - Медведица.
    11. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? - Белка и Стрелка.
    12. Какие планеты вы знаете? - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.
    13.Самая большая и горячая звезда во Вселенной? - Солнце.
    14. Как называется завод в Самаре на котором собирают ракеты?- «Прогресс».
    Воспитатель: Молодцы ребята на все вопросы ответили. Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Давайте представим и тоже сейчас наденем скафандры.
    Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта».
    (Звучит музыка)
    - На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
    - Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
    - Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).
    - Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
    - На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
    Воспитатель: Ну вот, мы почти готовы к полёту. Но для того чтобы полететь в космос нам нужна ракета. Давайте мы её сейчас соберём.
    Дети собирают ракету на ватмане из картонных геометрических фигур. В круги (иллюминаторы) клеят свои фотографии (звучит музыка).
    Воспитатель: Ракета наша готова. Покажите, что у вас получилось. А из каких геометрических фигур вы её собрали?
    Дети: Прямоугольник, круги, треугольники, трапеция.
    Воспитатель: Вот теперь всё к полёту готово. Начинаем обратный отсчёт.
    Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 - пуск! (звучит музыка дети убегают).

    Цель: помочь детям сформировать первоначальное представление о Вселенной, космосе; показать ; дать элементарные понятия; космос, небесные тела, их характерные особенности; обогатить словарь детей словами планета, иллюминатор, телескоп и др., продолжить работу по чтению.

    Ход занятия

    Воспитатель (В.). Ребята, из показанных мною слов выберите те, которые связаны с небом: книга, птица, курица, зеркало, облако, вата; лужа туча, лампа, картина, молния, цветы; пароход, вертолет, лодка, велосипед, аэроплан; пуговица, ножницы, звезды, свеча, огонь, солнце; кошка, сумка, луна, день, волк, дирижабль; машинист, парашютист, матрос, тракторист, летчик, шофер.

    Ребята, тут у нас работал рассеянный художник. Он все перепутал. Помогите расставить все на свои места: радуга - птицы - аэроплан - облака - тучи - молния - самолет - ракета - луна - звезды - солнце.

    В. Знаете, издавна люди стремились разгадать тайны неба. Глядя ввысь, они не переставали удивляться солнцу, яркому огненному шару, от которого кругом светло, как от огромной лампочки. А ночью они всматривались в звезды, словно кто-то зажег лампочки-гирлянды. Люди смотрели на летающих птиц и им так же хотелось подняться ввысь, полететь. Так родилась мечта о полете.

    Ученые-изобретатели решили осуществить эту мечту. Однажды кто-то смастерил крылья, как у птицы, из воска и перьев. Но из этой затеи ничего не вышло. Солнце растопило воск, перья разлетелись, крылья распались. Но мечта человека о полете не погибла. Спустя много веков два брата-француза Монгольфье изобрели бумажный воздушный шар, на котором поднялись над землей.

    А еще позже американские братья Райт взлетели над землей на моторном самолете. Он был лучше воздушного шара, но и на нем нельзя было достичь больших высот. Для этого понадобился более мощный двигатель - реактивный. Так постепенно люди узнали, что у них над головой нет никакого потолка с лампочками, а облака - это вовсе не вата, а скопление паров. Люди узнали, что такое тучи, молния, гром, от чего бывают гроза и дождь. Они изобрели телескопы, чтобы заглянуть в неведомый космический мир, поближе рассмотреть звезды и планеты. Новый реактивный двигатель поднял высоко над землей спутник. В конце концов, люди изобрели космическую ракету. Это–очень сложная техника, которую назвали космическим кораблем. (Весь рассказ сопровождается показом картинок, иллюстраций.)

    Для того, чтобы увидеть и рассмотреть космический корабль, нам надо попасть на космодром. (Карточки разложены по всей группе, дети должны их прочитать глазами и собраться в том месте, где находится «космодром».)

    А вот и космический корабль. Он готов к старту. У него есть входной шпок, иллюминаторы. Управляют космическим кораблем космонавты. Как вы думаете, любой человек может стать космонавтом? (Сильный, смелый, здоровый…) Что для этого надо делать? (Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться, кушать хорошо.)

    Развивающая игра «Зарядка с веселыми человечками»

    На карточках схематично изображены человечки в разных позах. Дети должны быстро выполнить такие же движения.

    В. А вот и космонавты появились (иллюстрация). Посмотрите, они одеты в специальные костюмы: комбинезоны, шлемы, за спиной баллоны с кислородом, т. к. в космосе нет воздуха с кислородом, которым мы дышим.

    Посмотрите, все готово к полету. И мы с вами займем места в центре управления полетом. Будем следить за полетом космического корабля.

    Лабиринт. Задание заключается в том, чтобы дети провели космический корабль к звездам.

    В. Кроме звезд в иллюминаторы можно увидеть много интересного. Это различные планеты. С Земли планеты кажутся маленькими звездочками. Но космонавты видят их вот такими. (Воспитатель показывает биты знаний «планеты».).

    Самая яркая звезда - Солнце - огромный огненный шар. Оно такое яркое, что на него нельзя долго смотреть - устанут глаза. И приближаться к нему на космическом корабле тоже нельзя - он сгорит. А вот на Луне космонавтам удалось побывать. Луна - это не звезда, а спутник Земли. Луна тоже шар, но каменный, твердый, холодный. А наша планета Земля из космоса выглядит голубым шаром, т. к. вокруг нее слой воздуха с кислородом - атмосфера. На нашей планете Земля много воды, солнечные лучи согревают планету, поэтому на Земле растут растения, живут насекомые, животные, птицы и мы - люди. А люди, живущие на планете Земля, называются «земляне».

    Возьмите в руки какой-либо предмет (кубик, мячик, карандаш) и, подняв высоко вверх, отпустите его. Что с ним случилось? Почему он упал вниз, на пол? (Ответы детей.) Любой брошенный предмет падает на землю - это земное тяготение. Земля притягивает к себе, а в космосе все находится в невесомости, все становится легким, легче воздуха и поэтому все плавает, как в воде: предметы, одежда, люди. Чтобы космонавты смогли поесть, их еда в виде пасты находится в тюбике (таком, как зубная паста), только с другими названиями: каша, морс, куриное суфле.

    Ребята, а знаете ли вы, кто был первым космонавтом? (Ответы детей.) Чтобы проверить, правы ли вы, нам надо расколдовать заколдованный рисунок. Обведем контур из точек.

    Дети соединяют точки, проступает изображение собаки.

    В. Правильно, дети, это собака по кличке Лайка. И только тогда, когда люди убедились, что Вселенная не несет угрозы для жизни, 12 апреля 1961 г. в космос наконец-то полетел человек. Первым космонавтом планеты Земля стал Ю. А. Гагарин. С тех пор работа в космосе - обычное дело.

    На этом наше путешествие по космосу завершается. Но чтобы оста-вить о нем память, можно заштриховать разноцветные звездочки и наклеить их на ночное небо.

    А сейчас я прочту вам стихотворение «Беспокойный человек».

    Жил да был на свете белом

    Человек - творец умелый.

    Стану, - он сказал себе, -

    Самым быстрым на земле!

    Походил, подумал чуть -

    Проложил железный путь.

    Сделал первый паровоз,

    Чтоб до станции довез.

    А потом набрался сил

    И вагоны смастерил.

    Покатался, и - домой.

    Рассуждает сам с собой:

    Паровоз - быстрей коня,

    Но признаться должен я:

    Хоть повинна и быстра,

    Скорость все-таки не та!

    Снова мастер в мастерской

    И не мил ему покой!

    Изобрел автомашину,

    Побыстрее сел в кабину

    И объехал шар земной.

    Не доволен я ездой!

    Слабоват немного ход,

    То ли дело - самолет

    Человек-творец ведет!

    Всю планету облетел,

    Но ведь это не предел!

    И решил проблему эту -

    Сконструировал ракету!

    Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,

    «Художественная литература», «Музыка», «Физическая культура»

    Предварительная работа: Беседа с детьми по подгруппам и индивидуальная на тему «Космос», рассматривание иллюстраций, игры с детьми в настольно- печатную игру « Звездное небо»,консультации с родителями.

    Задачи:

    1. Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах.

    2. Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звёзды, созвездия.

    3. Активизировать словарь прилагательными, обозначающими признаки предметов; совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными.

    4. Обогащать музыкальное впечатление детей. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

    5. Продолжать закреплять умение отгадывать кроссворд, разбивать слова на звуки.

    6. Совершенствовать навыки счёта в пределах 20, закреплять понимание отношений между числами.

    7. Продолжать развивать интерес детей художественной и познавательной литературе. Развивать творческую фантазию.

    8. Развивать ловкость и быстроту реакции, координацию движений.

    Материалы:

    1. Иллюстрации на тему «Космос» (портреты космонавтов, виды ракет, спутников, звёздное небо, схема планет).

    2. Запись песен о космонавтах («Я- Земля» В. Мурадели, Е. Долматов.)

    3. Бумажные ракеты по количеству детей.

    4. Макет с космонавтом и инопланетянами.

    Часть 1.

    Для положительного настроя детей на тему «Космос» провести игру «Ракеты».

    На столе разложены бумажные «ракеты» на одну- две меньше чем детей.

    Дети ходят по кругу, на слова «опоздавшим места нет» берут «ракеты».

    Ждут нас быстрые ракеты

    Для прогулок по планетам,

    На какую захотим,

    На такую полетим!

    Но в игре один секрет-

    Опоздавшим места нет.

    Игру повторить 2-3 раза, каждый раз убирать 1-2 «ракеты». Предложить детям посчитать сколько детей и сколько «ракет», на всех ли хватает «ракет», если нет то насколько меньше их.

    Беседа с детьми.

    Воспитатель . Ребята, а знаете вы какой скоро будет знаменательный день?

    Воспитатель: показывает портрет Ю. А. Гагарина и спрашивает:

    Знаете ли вы, кто это? Расскажите, что вы знаете о Ю. А. Гагарине.

    Дети : Ю.А.Гагарин был первым человеком, который полетел в космос.

    Он поднялся высоко – высоко над землёй на космическом корабле. Людей, которые летают в космос, называют лётчиками – космонавтами.

    Воспитатель: Читает рассказ «Первый в космосе» В. Бороздин.

    Воспитатель: Быть космонавтом не только почётно, но и очень трудно.

    Надо быть смелым, решительным, настойчивым, находчивым и самое главное всесторонне образованным.

    Воспитатель показывает на иллюстрацию с ракетой и рассказывает:

    « Космический корабль оснащён очень сложной аппаратурой, и её всю космонавт должен отлично знать, чтобы уметь на ней работать, а в случае поломки – срочно починить.

    Космонавты летают в космос для проведения научно- исследовательских работ; исследуют климат Земли, другие планеты, изучают, как ведут себя растения в невесомости, и проводят много других полезных исследований.

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации.

    Вопросы к детям:

    1) Назовите первую женщину космонавта (Валентина Терешкова)

    2) Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос (Алексей Леонов)

    3) Помните ли вы какие животные первыми полетели в космос? (собаки: Лайка, а затем Белка и Стрелка)

    Воспитатель : О космонавтах сложено много стихов и песен.

    Включает запись песни «Я – Земля» муз. В. Мурадели, слова Е. Долматова.

    Задает вопросы по тексту песни.

    Воспитатель предлагает детям отгадать кроссворд, задаёт загадки.

    Ответы на загадки дети должны разобрать на звуки. Кто умеет писать,самостоятельно вписывает ответы в кроссворд.

    1.Океан бездонный,

    Океан бескрайний,

    Безвоздушный, тёмный

    И необычайный,

    В нём живут Вселенные,

    Звёзды и кометы,

    Есть и обитаемые,

    Может быть планеты. (космос)

    2. На корабле воздушном,

    Космическом, послушном,

    Мы обгоняя ветер

    Несёмся на (ракете)

    3. Жёлтая тарелка

    На небе висит,

    Жёлтая тарелка

    Всем тепло дарит. (солнце)

    4. Ледяной летит объект,

    Хвост его полоска света,

    А зовут объект – (комета)

    5. Освещает ночью путь,

    Звёздам не даёт заснуть,

    Пусть все спят, ей не до сна,

    В небе не заснёт (луна)

    Часть 2.

    Физкультминутка: « Передай хлопок»

    Дети встают в круг. Первый ребёнок делает хлопок перед собой, потом хлопает о ладонь соседа и так по кругу.

    Воспитатель вместе с детьми рассматривает звёздную карту.

    Задаёт вопросы.

    Найдите созвездие Большой Медведицы. Сколько звёзд в этом созвездии? (семь)

    Какая самая яркая звезда в Северном полушарии? (полярная)

    Сколько планет в солнечной системе? (семь)

    Какие вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,

    Уран, Нептун, Плутон.

    Воспитатель : А какие есть ещё звёзды и созвездия мы узнаем из стихотворения В П Лепилова «Космическая сказка»?

    Читает стихотворение.

    Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем.

    Вносит макет с «космонавтом» и «инопланетянами»,

    С детьми рассматривают.

    Представьте, что вы космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас встретили инопланетяне. Они не знают земного языка и вы должны жестами показать, что вы с планеты Земля, прилетели с миром.

    Дети импровизируют.

    После игры воспитатель подводит итог, что нового и интересного узнали дети.

    Самоанализ проведённого занятия.

    1.Задачи и цели данной образовательной деятельности были практически все выполнены.

    2. Все заданные образовательные области были реализованы.

    3.Удетей был интерес к данной теме, они активно отвечали на вопросы.

    4.У детей был эмоциональный –положительный настрой при прослушивании песни и при участии в игре.

    1.Стараться вызывать на диалог менее активных детей.

    2.Провести индивидуальную работу с детьми, которые не до конца освоили тему занятия.

    Цель: Расширять представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.

    Задачи:

    • способствовать расширению и углублению представлений о космосе, о солнечной системе;
    • подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь;
    • воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

    Орг.момент

    Сели дети в дружный круг…

    Ребята, нам пришло приглашение совершить путешествие в Центр космонавтики. Вы хотели бы стать космонавтами? Чтобы стать космонавтом нужно быть не только сильным, смелым и выносливым, а еще и интеллектуально-развитым. Для того, чтобы совершить это путешествие нам нужно выполнить ряд заданий. Вы согласны со мной?

    Приготовились, сели поудобнее, закрыли глаза и начинаем обратный отсчет:

    10,9,…Пуск!

    Итак, первое задание «Разминка»

    (День Космонавтики)

    (12 апреля 1961 года совершил свой первый полёт в космос наш русский космонавт).

    — Знаете, кто это?

    (Ю.А.Гагарин)

    — Кого из известных космонавтов вы знаете?

    (В.Терешкова – первая женщина-космонавт. Алексей Леонов – первый космонавт, который вышел в открытый космос).

    — Кого называют основоположником русской космонавтики?

    (К.Циолковский)

    — Кто первый запустил спутник и построил ракету?

    (С.П.Королёв)

    Второе задание «Загадки»

    (презентация)

    Третье задание «Составь слово»

    При запуске ракеты слова раскололись надвое. Нужно соединить половинки вместе, чтобы получилось слово.

    (спут — ник, телес — коп, зем — ля, лу — на, солн — це, звез – да)

    Четвертое задание (4 лишний) – на логическое мышление

    Солнце, Венера, Земля, Африка

    ракета, спутник, лодка, луноход

    комета, звезда, метеорит, глобус

    Гагарин, Терешкова, Леонов, Бианки

    Венера, Марс, Юпитер, Большая медведица

    Динамическая пауза «Ракета»

    А сейчас мы с вами, дети,

    Улетаем на ракете.

    На носочки поднимись,

    А потом руки вниз.

    1,2, 3, потянись,

    Вот летит ракета ввысь!

    Пятое задание «Познавательное»

    Как называется огненный газовый шар огромных размеров.

    Ответы на картинках.(Солнце)

    — Вокруг нашей звезды – Солнца – вращается 9 планет, входящих в солнечную систему.

    — Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд?

    (Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место).

    — Какие планеты вы знаете?

    Меркурий – самая близкая к солнцу планета. Она каменистая.

    Венера – покрыта толстым слоем облаков. Это самая яркая планета.

    Земля – есть вода, кислород, растения и животные.

    Марс – есть 4 времени года, покрыт красными песками.

    Юпитер – самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты.

    Сатурн – состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.

    Уран – «лежачая планета».

    Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.

    Плутон – самая дальняя планета.

    (Картинка солнечная система)

    Шестое задание «Составь предложение» — работа над грамматическим строем речи

    корабль, на, летит, космический, луна

    мы, земля, живём, планета, на

    девять, вокруг, вращается, солнце, планет

    Наше путешествие подошло концу. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.(отсчет 10.9…)

    Вы успешно прошли первую ступень подготовки в космонавты.

    Какие задания вам понравилось выполнять?

    (ответы детей)

    Молодцы! на слайде.