Кавелин Константин Дмитриевич – краткая биография. Кавелин Константин Дмитриевич – краткая биография Другие биографические материала

КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Знаменитый писатель, юрист, психолог, этнограф и общественный деятель, родился 4 ноября 1818 г., умер 3 мая 1885 г. Первоначальное образование получил дома. В 1834 г. для приготовления к поступлению в Московский университет были приглашены учителя: К.А. Коссович, Мертраль и В.Г. Белинский. Белинский успел возбудить в голове юноши целый ряд умственных и нравственных вопросов и учил его критически относиться к окружающей действительности, укрепляя в нем природную пытливость ума. В 1835 г. Кавелин поступил на первое отделение философского факультета, но в ноябре того же года перешел на юридический факультет. В это время начали читать лекции Редкин, Крылов, Крюков, Чивилев и другие. У них-то и пришлось учиться Кавелину и его сверстникам, образовавшим зерно той благородной группы мыслителей и общественных деятелей, которая известна под именем "людей сороковых годов". Из товарищей Кавелин ближе сошелся с братьями Елагиными, Валуевым и П.В. Киреевским и получил, благодаря им, доступ в Елагинский литературный салон. В 1839 г. Кавелин окончил курс, получив золотую медаль за сочинение: "О римском владении". Это была первая его работа, появившаяся в печати в 1841 г. В 1841 г. он сдал экзамен на магистра гражданского права. В Петербурге Кавелин вновь сошелся с Белинским и сблизился с кружком молодых людей - Тютчевым, Кульчицким, Панаевым, Тургеневым и В. Боткиным. По защите диссертации на степень магистра гражданского права: "Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях" Кавелин назначен был в 1844 г. исполняющим должность адъюнкта по кафедре истории русского законодательства в Московском университете. Через год ему поручено было, сверх того, чтение лекций о русских государственных и губернских учреждениях и законах о состояниях. Его воодушевленные, яркие и изящные лекции производили на слушателей неотразимое впечатление. Впервые русские студенты услышали изображение древнерусского родового быта, появления на этой почве древних юридических институтов и постепенного их вырождения. Кавелин первый построил и периодизацию русской истории не по внешним событиям, а по изменениям внутреннего строя жизни: родовой быт сменен вотчинным, а этот последний уступил место государственному, в котором личность вырабатывает мало-помалу свое содержание. Его курс был первым опытом стройно построенной философии русской истории и этот свой опыт он конспективно изложил в статье: "Взгляд на юридический быт древней Руси" ("Современник", 1847). Но весной 1848 г. Кавелин должен был оставить Московский университет, вследствие резкого столкновения с профессором Крыловым. Он переехал в Петербург. Сначала он поступил в министерство внутренних дел редактором "городского отделения" в хозяйственном департаменте, но скоро (1850) перешел начальником учебного отделения в штаб военно-учебных заведений, а в 1853 г. - начальником отделения в канцелярию комитета министров, оставаясь членом учебного комитета военно-учебных заведений. Вскоре наступила эпоха великих реформ. В проведении последних Кавелину не пришлось принимать официального участия, но благотворное влияние его на судьбу некоторых из них, особенно крестьянской реформы, не подлежит сомнению. Больше всего помогло сближению Кавелина с людьми, преданными идее освобождения крестьян, составленная им в марте 1855 г. и ходившая по рукам, в рукописи, записка по крестьянскому делу. В ней проводился взгляд об освобождении крестьян с землей и о выкупе ими надела в собственность - взгляд, в то время считавшийся радикальным и разделявшийся лишь немногими. Благодаря этой записке Кавелин сблизился с Самариным, Н. А. и Дм. А. Милютиными и получил доступ ко двору великой княгини Елены Павловны. Выдающаяся талантливость, огромное личное обаяние, искренняя и убежденная речь и здесь подчиняли собеседников влиянию Кавелина, а из их среды нескольким пришлось стоять очень близко к делу реформы. На Кавелина, между прочим, возложена была выработка положения для крестьян великой княгини в имении Карлово Полтавской губернии. В период 1848 - 1857 годы он напечатал в журналах "Современник" и "Отечественные записки" целый ряд критических статей по истории, этнографии и правоведению. Эти статьи Кавелина составили почти три тома в собрании его сочинений. В 1857 г. Кавелин был приглашен на кафедру гражданского права в Петербургский университет и одновременно получил поручение преподавать правоведение наследнику престола, великому князю Николаю Александровичу. Последнее, однако, продолжалось недолго. Когда в 1858 г. периодическим изданиям разрешено было касаться крестьянского вопроса, то в "Современнике" (¦ 4), в статье "О новых условиях сельского быта", помещено было извлечение из вышеупомянутой "записки" Кавелина об освобождении крестьян. На эту статью обращено было внимание, и в одном из заседаний совета министров государь выразил неудовольствие по поводу назначения Кавелина преподавателем наследника. Кавелину пришлось оставить придворную службу, но он сохранил кафедру в университете. В конце 1861 г., после известных волнений в Петербургском университете, Кавелин, вместе с товарищами по профессуре - А.Н. Пыпиным, М.М. Стасюлевичем и Б.И. Утиным - оставил университет. А.В. Головин в начале 1862 г. командировал Кавелина за границу, для изучения положения западноевропейских университетов. Представленные им отчеты о положении французских, швейцарских и германских университетов послужили отчасти материалом для реформы университетов в 1863 г. В 1864 г. он поступил на службу юрисконсультом в министерство финансов, по департаменту неокладных сборов. Статья: "Мысли и заметки о русской истории", напечатанная в 1866 г. в "Вестнике Европы", была его последней исторической работой, в которой он старался выяснить историческое призвание великорусского племени. С этих пор он весь отдался изучению общественных и философских вопросов. Хорошо понимая, что крестьянская реформа была лишь первым шагом в деле переустройства нашего внутреннего быта, Кавелин еще в 1861 г. обратил внимание на предстоящую роль дворянства. В брошюре, изданной в Берлине, в 1862 г., Кавелин проводил то основное воззрение, что не в бесплодных мечтах о представительном правлении должно искать дворянство выхода из своего трудного положения, а может найти обширное и достойное поприще для своей деятельности в провинции, где только и возможно пока осуществление принципа самоуправления. Земская и судебная реформы еще более укрепляли Кавелина в его воззрениях. "От успеха земских учреждений зависит вся наша ближайшая будущность - писал, он, - и от того, как они пойдут, будет зависеть, готовы ли мы к конституции, и скоро ли мы ее получим". Вопросы крестьянского и дворянского хозяйства точно так же близко интересовали Кавелина, так как прямая связь их с будущностью самоуправления была для него очевидна. Тремя основными элементами нашей общественности Кавелин считал общинное землевладение и самоуправление, крестьянство, освобожденное от помещиков и чиновников, и земские учреждения, вместе с мировой юстицией. Защите общинного землевладения Кавелин посвятил две обширные статьи, в "Атенее" в 1858 г. и "Неделе" в 1876 г. Последняя напечатана и отдельной брошюрой; первая переведена на немецкий язык. Статьи Кавелина о "Крестьянском вопросе", напечатанные в "Вестнике Европы" (1881), вышли в свет отдельной книгой. Постепенно усиливавшаяся с половины 60-х годов реакция приводила Кавелина к убеждению, что, помимо административных реформ, нужна переработка общественных нравов, выяснение вопросов об отношении личности к обществу. Так подошел Кавелин к своим работам в области психологии и этики. "Выяснение психологических вопросов, - писал он в конце 60-х годов, - точно так же стоит на очереди в теоретическом, нравственном и научном отношении, как задачи земства - в практическом мире. Пустота, бессодержательность, нравственный упадок и растление мыслящей и образованной части публики есть явный признак, что в ходу новый синтез и что старый отжил свое время... Особенно печально и тлетворно отражается это состояние на молодежи, которая больше всех нуждается в синтезе. Проложить к нему дорогу и отпереть дверь может психология и она одна". В своих "Задачах психологии" Кавелин старался разрешить этот назревший вопрос. С 1878 г. открылась для Кавелина возможность вернуться к профессорской деятельности; в сентябре он получил кафедру гражданского права в военно-юридической академии. В 1883 г., на короткое время, Кавелин выступил президентом вольно-экономического общества. Он принял на себя это звание с целью поработать и здесь над выяснением все того же крестьянского вопроса, но скоро должен был сложить с себя новую обязанность, так как не желал выступить на арену мелочной борьбы, ему угрожавшей.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (4 ноября 1818—3 мая 1885), происходил из средней дворянской семьи. Отец его, Дмитрий Александрович (см. соотв. статью), в 1823 г. …
  • КАВЕЛИН, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (4 ноября 1818 г. ? 3 мая 1885 г.) ? происходил из средней дворянской семьи. Отец его, Дмитрий Александрович (см.), …
  • КАВЕЛИН, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1818-1885), русский правовед, историк, публицист. Родился в Петербурге 4 ноября 1818 в дворянской семье. Окончил юридический факультет Московского университета (1839). …
  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1818-1885) - русский философ, правовед, историк, публицист. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета (к поступлению его готовил Белинский). В …
  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1818-85) российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов отмены крепостного права. …
  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    Константин Дмитриевич , русский историк, правовед и социолог, буржуазно-либеральный публицист. Дворянин. В 1839 окончил юридический …
  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
  • КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1818 - 85), историк, правовед, публицист, общественный деятель. В 1840-х гг. западник. Автор одного из первых либеральных проектов отмены крепостного …
  • КОНСТАНТИН в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Constantinus), называемый Великим. Римский император, царствовавший между 306— 337 гг. от Р.Х. Он победил всех своих соправителей, причем, как рассказывают, …
  • КАВЕЛИН в 1000 биографий знаменитых людей:
    Константин Дмитриевич (1818 - 1885) - ученый и общественный деятель, друг Тургенева и Боткина. В своих статьях по крестьянскому вопросу …
  • КОНСТАНТИН в Большом энциклопедическом словаре:
    XI (1403-53) последний византийский император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Погиб при обороне Константинополя от …
  • КОНСТАНТИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    "Великий князь Константин", торговый пароход Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), вооружённый и включенный в состав русского Черноморского флота перед …
  • КОНСТАНТИН МУЧЕНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из наиболее чтимых святых грузинской церкви. Происходил из княжеского рода и, вместе со своим братом Давидом, был наследственным правителем …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    герцог Спартанский, наследный принц греческий (род. в 1868 г.), старший сын короля греческого Георга I и королевы Ольги; получил военное …
  • КОНСТАНТИН в Современном энциклопедическом словаре:
    VII Багрянородный (905 - 959), византийский император с 913, из Македонской династии. Автор сочинений, содержащих важные сведения о русско-византийских отношениях …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедическом словарике:
    VII Багрянородный (905 - 959), византийский император с 913, из Македонской династии. Автор сочинений, содержащих важные сведения о русско- византийских …
  • КОНСТАНТИН
    КОНСТАНТ́ИН ПАВЛОВИЧ (1779-1831), вел. князь, 2-й сын имп. Павла I. Участник походов А.В. Суворова (1799-1800), Отеч. войны 1812. С 1814 …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН НИКОЛАЕВИЧ (1827-92), вел. князь, 2-й сын имп. Николая I, адм. (1855). В 1853-81 руководил Мор. мин-вом, провёл ряд прогрес. …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1186-1218), вел. князь владимирский (с 1216). В 1206-07 княжил в Новгороде. При поддержке кн. Мстислава Мстиславича Удалого и …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН II (р. 1940), король Греции в 1964-74, из династии Глюксбургов. С дек. 1967 в Италии. Лишён престола в результате …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН I (1868-1923), король Греции в 1913-17, 1920-22, из династии Глюксбургов. Команд. греч. армией в греко-тур. войне 1897, Балканских войнах …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН XI (1403-53), последний визант. император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Пытался организовать сопротивление туркам. …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН VII Багрянородный (905-959), визант. император с 913, из Македонской династии. Автор соч., содержащих важные сведения о рус.-визант. отношениях 10 …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН V (719-775), визант. император с 741, из Исаврийской династии. Подавил в 743 восст. столичной знати. Одержал победы над арабами …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН I Великий (Constantinus) (ок. 285-337), рим. император с 306. Последовательно проводил централизацию гос. аппарата, поддерживал христ. церковь, сохраняя также …
  • КАВЕЛИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАВ́ЕЛИН Конcт. Дм. (1818-85), рос. историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крест. реформы 1861, автор одного из первых проектов …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? герцог Спартанский, наследный принц греческий (род. в 1868 г.), старший сын короля греческого Георга I и королевы Ольги; получил …
  • КОНСТАНТИН в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, …
  • КОНСТАНТИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Константин, (Константинович, …
  • КАВЕЛИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Константин Дмитриевич (1818-85) , российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов …
  • КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-05-26 Time: 12:37:06 Навигация Википедия=Константин Дмитриевич Бальмонт Викитека=Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — поэт-, эссеист, один из виднейших представителей …
  • УСПЕНСКИЙ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Успенский Константин Васильевич (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 12 ноября, …
  • МУРЕТОВ МИТРОФАН ДМИТРИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Муретов Митрофан Дмитриевич (1851 - 1917), профессор Московской Духовной Академии. Родился в семье …
  • ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Леонид (Кавелин) (1822 - 1891), архимандрит. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов …
  • КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святой равноапостольный Константин Великий (+ 337) , император Римский (306-337). Полное имя: Флавий Валерий Константин …
  • КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Константин V Копроним (718 - 775), византийский император (741 - 775), иконоборец. Сын …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • КОНСТАНТИН VII
    ПОРФИРОГЕНЕТ Византийский император Македонской династии, правивший в 908-959 гг. Сын Льва VI. Род. в мае 905 г. Умер ноябрь 959 …
  • КОНСТАНТИН VI в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 776-797 гг. Сын Льва IV. Род. 14 янв. 771 г. Умер после 797 г. …
  • КОНСТАНТИН V в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    КОПРОНИМ Византийский император Исаврийской династии, правивший в 720-775 гг. Сын Льва III Исавра. Род. в июле 718 г. Умер 14 …
  • КОНСТАНТИН I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ВЕЛИКИЙ, Гай Флавий Валерий Римский император в 307-337 г. Сын Констанция I Хлора. Род. 27 февр. 272 г.Умер 22 мая …

Объединяет необходимость отмены крепостного права.

Хомяков (Западник)

Пётр Великий ударил по России как страшная, но благодетельная гроза. До Петра крепостное право было по обычаю, а после – по закону. Он встряхнул ее от многовекового сна. Деятелость Петра очень высоко оценивается.

Еще западники:

Грановский Т.Н.

Б. Н. Чичерин

Кавелин К.Д.

Герцен А.И.

Белинский В.Г.

Кавелин к.Д. (Западник)

Движущая сила исторического процесса – борьба личности за свободу. Постепенное изменение общественных форм: родовые –семейные- государственные.

В ртличие от славянофилов, Кавелин считал, что наряду с общинным, индивидуальное начало присутствовало в России и до Петра. Именно оно и привело к созданию высокой нравственной, умственной и гражданской культуры.

И западники, и слафянофилы видят в крепостном праве тормоз в развитии России.

Киреевский (Славянофил)

Критикует западный мир, римского христианства, где рационализм преобладает над приданием, внешняя разумность- над духовными качествами.

Устройство России (общинная форма хозяйства) принадлежность человека общине(миру) во взаимосвязи с православием и самодержавием являются самобытными качествами России, отличающими её от евр. рациональности. Принадлежность земельной собственности обществу, а не отдельной личности. Именно развитие православия, самодержавия и общины – вектор дальнейшего развития России.

Ещё славянофилы:

Ю. Ф. Самарин : отмена КП, проведение нового разделения труда между самодержавием и общественностью (народом).

Взгляды слафянофилов не были революционными, просто поднимался вопрос о новом распределении полномочий в самодержавии.

Аксаков. Царю должна принадлежать сила власти, а народу – сила мнения. Отношения власти и народа должны включать следующие начала:

    взаимное невмешательство

    обязанность государства защищать народ и обеспечивать его благосостояние

    обязанность народа исполнять гос. требования, содержать государство деньгами и людьми.

    Общественное мнение как связующее звено между народом и правительством, что свидетельствует о либерализации идей.

Тема: ппу во второй половине 19 – первой половине 20 вв.

    Реформаторы

    Радикалы

    Консерваторы

    Либералы. Б.Н. Чичерин

    Политико- правовые взгляды Соловьёв В.С.

    ППУ начала 20 века

    ППУ русских философов начала 20 века (Булгаков, Бердяев, Ильин)

    Правоведы русского зарубежья

1. Реформаторы

Крепостное право тормозит развитие России, вся передовая мысль твердила об это ещё в самом начале 19 в. По поручению императора в 40-50-е гг. 19 в. была создана комиссия, которая д.б. подготовить вариант решения крестьянского вопроса. Главный вопрос: как освободить крестьян, с землей или без.

Предложенная императору правительственная программа предполагала личное освобождение крестьян, а также приобретение ими в собственность путём выкупа «усадебной осёдлости» (территории дома и прилегающего к нему земельного участка). Всеми иными землями крестьяне д.б. пользоваться за повинности. От этой идеи отказались.

В 50-е гг. комиссия зашла в тупик: как быть с землей. В основе крестьянского вопроса лежала 1 оч. важная проблема: «Как наделить крестьян землёй, не ущемляя при этом прав помещиков?» Не нарушая их права частной собственности?

Было ещё несколько пол. течений, которые предлагали свои проекты освобождения крестьян:

    Народнический проект (Н. Серно-Соловьевич, основатель «Земли и воли», это проект народничества)

    1. Всякие отношения между помещиком и крестьянином необходимо прекратить

      Земля должна перейти в общинную собственность крестьян, а не в частную

    Либеральный проект (Б.Н. Чичерин, А.М. Унковский, Кавелин)

    1. Личное освобождение крестьян

      Предоставление им «приусадебной осёдлости» в собственность безвозмездно

      Выкуп крестьянами остальных земельных участков

Именно либеральный проект был положен в основу Манифеста 1961 г. текст его готовил митрополит Московский и Коломенский Филарет Дроздов. Поэтому весь Манифест пропитан духом религиозности и мыслью о том, что царская власть дарует своим подданным личную свободу.

В конечном итоге реформа провалилась – не дала ожидаемых результатов.

Константин Дмитриевич Кавелин

Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) - русский философ, историк и политический деятель. В молодости западник. В 50-х гг. стал либералом, что привело к разрыву с ним «Современника» и Герцена . К философии обращается в 60-х гг. для обоснования политических и этических взглядов. В работах «Задача психологии» (1872) и «Задачи этики» (1885) сделал попытку приспособить психологию для объяснения христианской этики. Философия, по его мнению, должна стать наукой об индивидуальной человеческой душе, психологией, которая объясняет нравственный, духовный мир безотносительно к его материальному субстрату. Абстрактности материализма и идеализма, исследующим общее, Кавелин противополагает конкретное знание индивидуальной души. На этой основе, по его мнению, снимается односторонность и ограниченность философских систем (включая позитивизм). Кавелин признавал свободу воли.

Кавелин К. Д. (1818-1885) - крупный либеральный деятель реформы 1861 г., известный публицист и историк, до 1858 г. преподаватель наследника престола. Письмо представляет собой трактат обличительного содержания, которые нередко распространялись в рукописном виде. Несмотря на то, что оно направлялось конкретному адресату - крупному историку, профессору Московского университета С. М. Соловьеву, предназначалось письмо для чтения в кругах московской интеллигенции (на это есть указания в тексте).

Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917. Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «История». / Сост. В.Ф. Антонов и др. Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990, с. 19.

Другие биографические материала:

Фролов И.Т . Философ-идеалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Платонов О. Русский мыслитель (Энциклопедический словарь Русской цивилизации ).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012 ).

Бажов С.И. Философ, публицист, правовед, историк (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010 , т. II, Е – М ).

Ерыгин А. Н., Приленский В. И. Считается одним из создателей «государственной (юридической)» школы (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014 ).

Порох И.В. С позиций агностицизма и позитивизма выступал против материализма (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965 ).

Поборник развития национального самосознания русского народа (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 ).

Кавелин выступал противником личной собственности на землю (Большая энциклопедия русского народа ).

Далее читайте:

Белинский В.Г. Письмо К. Д. Кавелину . 22 ноября 1847 г.

Кавелин К.Д. Письмо к С. М. Соловьеву . 16 января 1856 г.:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Собрание сочинений. Т. 1–4. СПб., 1897–1900;

Наш умственный строй. Статья по философии русской истории и культуры. М., 1989.

Из лит. переписки К. Д. Кавелина (1847-84 гг.), "РМ", 1892, кн. 1, 3, 5, 10, 1895, кн. 2, 1896, кн. 2, 1897, кн. 1;

Записка К. Д. Кавелина о нигилизме (публ. П. А. Зайончковского), "ИА", 1950, No 5;

Письма К. Д. Кавелина и И. С. Тургенева к А. И. Герцену, Женева, 1892.

Литература:

Корсаков Д.А. К.Д. Кавелин. Материалы для биографии. Из семейной переписки и воспоминаний//Вестник Европы. 1886. №5–8, 10, 11; 1887. №2, 4, 5, 8; 1888. №5;

Корсаков Д.А. К.Д. Кавелин. Очерк жизни и деятельности. СПб., 1896;

Кони А.Ф. На жизненном пути. Т. 4. Ревель; Берлин, [ б. г.];

Арсеньев К.К. Памяти К.Д. Кавелина//Вестник Европы. 1910. №5;

Мизинов П. История и поэзия. М., 1900; Сыромятников Б.И.

К.Д. Кавелин // Великая реформа. Т. 5. М., 1911;

Зайончковский П.А. Записка К.Д. Кавелина по нигилизму//Исторический архив. Т. 5. М.; Л., 1950.

Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 204);

Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М., 1941;

Тальников Д. Л., Концепция Кавелина и ист. взгляды Белинского, "ВИ", 1956, No 9;

Розенталь В. Н., Петербург. кружок К. Д. Кавелина в кон. 40-х и в нач. 50-х гг. XIX в., "Уч. зап. Рязан. гос. пед, ин-та", 1957, т. 16;

Розенталь В. Н., Идейные центры либерального движения в России накануне революц. ситуации, в сб.: Революц. ситуация в России в 1859-1861 гг., (т. 3), М., 1963;

Розенталь В. Н., Первое открытое выступление рус. либералов, в 1855-56 гг., "ИСССР", 1958, No 2;

Иллерицкий В. Е., О гос. школе в рус. историографии, "ВИ", 1959, No 5;

Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960.

Место рождения

Санкт-Петербург

Место смерти

Санкт-Петербург

Место захоронения

Волковское православное кладбище в Санкт-Петербурге

Образование

Московский университет, юридический факультет (1839)

Годы работы в университете

Этапы карьеры в университете

Основные вехи жизни, карьера вне университета

1844-1848 гг. – адъюнкт юридического факультета Московского университета. В 1857-1858 гг. преподавал русскую историю и гражданское право цесаревичу Николаю Александровичу, был отстранен от преподавания после того, как в 1858 г. Н.Г. Чернышевским в «Современнике» была опубликована его записка об освобождении крестьян. После оставленияу ухода из Санкт-Петербургского университета (после волнений 1861 г.) отправился на три года в заграничную командировку, затем три года служил в министерстве финансов. В 1862-1863 гг. был командирован во Францию и Германию для изучения состония западных университетов в связис университетской реформой. В конце 1860-х и первой половине 1870-х К. занимается преимущественно делами собственного имения в Тульской губернии. В 1878-1885 гг. – профессор Военно-юридической академии, президент Вольно-Экономического общества (1882-1884).

Общественная деятельность

В 1840-х годах был близок к известным западникам – Н.А. Некрасову, И.И. Панаеву, И.С. Тургеневу. Входил в кружок В.Г. Белинского, имел тесные контакты с А.И. Герценом, опубликовал ряд статей в «Современнике» и «Отечественных записках». В конце 1850-х-1860-х годах начинает тяготеть к славянофилам, в 1866 г. предсталяет царю свою записку под названием «О нигилизме и мерах против него необходимых».

Награды

Золотая медаль Московского университета за сочинение «О римском владении»

Область научных интересов, значение в науке

Наряду с Б.Н. Чичериным и Т.Н. Грановским К. можно назвать ярким представителем государственной школы в русской историографии. В своих трудах он доказывал историческую обоснованность самодержавного строя в России как условия существования российской государственности, однако считал его совместимым с гражданскими свободами. Также К. исследовал историю и социально-правовую функцию сельской общины, роль семьи в правоотношениях в свете изучения общественного строя в России с древнейших времен.

Диссертации

Ученики

  • Афанасьев А.Н.
  • Егунов А.Н.
  • Чичерин Б.Н.

Основные труды

Что есть гражданское право и где его пределы? : Один из современных юридических вопросов. СПб., 1864.

Априорная философия или положительная наука? : По поводу дисс. г. В. Соловьева [Кризис западной философии. Против позитивизма]. СПб., 1875.

Политические призраки: верховная власть и административный произвол: один из современных русских вопросов. Берлин, 1878.

Русское гражданское уложение. СПб., 1882.

Задачи этики: Учение о нравственности при современных условиях знания. СПб., 1886, 3-е изд.

Краткий взгляд на русскую историю. СПб., 1887.

О верховной власти в России. М., 1905.

Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. Сост., вступительная статья В.К. Кантора. Подг. текста и прим. В.К. Кантора и О.Е. Майоровой. М.: Правда. 1989. 654 с.

Основная биобиблиография

Лит.: Кавелин как психолог // Отечественные записки. 1872. № 8; Памяти Константина Дмитриевича Кавелина // Русская старина. 1885. № 6; Грасс Л.И. Воспоминания о Кавелине // Исторический вестник. 1885. Кн. 8; Бобровский П.О. Константин Дмитриевич Кавелин на Кафедре гражданского права в Военно-юридической академии 1878-1885 г. СПб., 1890; Корсаков Д.А. Из литературной переписки К.Д. Кавелина // Русская мысль. 1893. Кн. 1,3,5,10; Корсаков Д.А. Константин Дмитриевич Кавелин: очерк жизни и деятельности. СПб., 1896; Симонов И.С. Кавелин–учитель: (к 25-летию со дня смерти: 3 мая 1885 г. – 3 мая 1910 г.). СПб., 1910; Петров Ф.А. К.Д. Кавелин в Московском университете. М., 1997; Гладких Е.П. К.Д. Кавелин как фольклорист и этнограф: дисс. на соиск. учен. ст. канд.фил. наук. СПб., 1999; Арсланов Р.А. К.Д. Кавелин и становление национальной либеральной традиции в Росси: дисс. на соиск. учен. степ. докт. ист. наук. М., 2000; Назарова А.В. Психологические воззрения К.Д. Кавелина. Киров, 2008.

Архив, личные фонды

ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 2. Дела Совета за 1825-1899 гг. Д. 403. Разрешение профессору Кавелину продолжать лекции гражданского судопроизводства для студентов 3 курса юридического разряда. 1860 г. ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 2. Дела Совета за 1825-1899 гг. Д. 433. Препровождение записки профессора Кавелина о необходимости и пользе отменить параграф 86 Устава университета касательно преподавания. 1860 г.; ИРЛИ РАН. Ф. 119; ЦГАЛИ. Ф. 141; ГИМ. Ф. 56.

Составители и редакторы

Е.Е. Кудрявцева, Д. А. Сосницкий, Т.Н. Жуковская

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIII-XX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

Понятие Западничества

Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30--40-х годов XIX в. Оно было представлено "обеими столицами" -- Москвой и Петербургом. Московский кружок западников оформил-ся (в спорах со славянофилами) в 1841--1842 гг., в Петербурге же находились немногие представители западничества, и какого-либо сложившегося кружка его единомышленников не существовало.

Современники трактовали западничество очень широко, отно-ся к ним вообще всех, кто противостоял в идейных спорах славяно-филам. В западники наряду с лицами, придерживавшимися весьма умеренных взглядов, такими, как П. А. Анненков, В. П. Боткин, Н. X. Кетчер, В. Ф. Корш, зачислялись также и те, кто придержи-вался радикальных воззрений, -- В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Впрочем, Белинский и Герцен в своих спорах со сла-вянофилами сами называли себя "западниками". Приведем краткое описание западничества(статья энциклопедии):

ЗАПАДНИКИ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 -- 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник». Крайне левое крыло западников -- А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев (до кон. 1840-х гг.). После крестьянской реформы 1861 западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. Взгляды западников (особенно их конституционные проекты) получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп кон. 19 -- нач. 20 вв.

Представители западников: К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский

По своему социальному происхождению и положению боль-шинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. Западниками были известные профессора Московского университета: историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, правоведы М. Н. Катков и К. Д. Кавелин, филолог Ф. И. Буслаев, а также видные писатели -- И. И. Панаев, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, позднее -- Н. А. Некрасов.

Константин Дмитриевич Кавелин (1818--1885) -- один из основателей (совместно с С. М. Соловьевым и Б. Н. Чичериным) так называемой государственнической школы в истолковании истории России. Согласно его представлениям, основу и движу-щую силу исторического процесса образует борьба личности за свободу и «постепенное изменение» общественных форм -- от родовых отношений к семейным, которые, в свою очередь, уступили высшей форме общественных отношений -- государ-ству. Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее и потому должна прибегать к заим-ствованиям достижений цивилизации.

В этом смысле реформы Петра I двинули Россию по пути европейского развития в сторону свободы и управления с помощью «современных актов и законов». Оправдание эпохи петровских реформ -- в ее целях, поскольку средства дала, навязала ей сама старая Русь. В отличие от славянофилов Кавелин считал, что наряду с общин-ным индивидуальное начало все-таки присутствовало и до Петра и привело к постепенному созданию у нас общественности и юридической гражданственности, хотя и в неразвитой форме «умственной, нравственной и гражданской культуры».

С более радикальных философско-исторических позиций критиковал славянофилов Тимофей Николаевич Грановский (1813--1855), для которого историческое развитие всегда сопро-вождается борьбой разнородных сил и каждую эпоху отделяет от другой «резкое различие», в том числе войны и революции (например, завоевания древних германцев, Французская рево-люция XVIII в.). Историческое развитие бесконечно, поскольку вечно новы противоположности и никогда они не возвращаются к прежним пунктам, «из борьбы их исходят вечно новые результаты».

Об интересе знаменитого профессора всеобщей истории в Московском университете к отечественной истории свидетель-ствует его публичная полемика с литературными распространи-телями доктрины «официальной народности» (Погодиным, Шевыревым) и славянофилами, а также его критика некоторых упрощенных западнических воззрений на прошлое России.

Так, в речи Грановского перед студентами 1845 г. в связи с началом курса по истории средневековья содержится прямое указание на основных идейных оппонентов: «И вам, и мне предстоит благородное и, надеюсь, долгое служение России -- России, идущей вперед и с равным презрением внимающей клеветам иноземцев, которые видят в нас только легкомысленных подра-жателей западным формам, без всякого собственного содержа-ния, и старческим жалобам людей, без всякого собственного содержания, которые любят не живую Русь, а ветхий призрак».