Декоративные элементы в современной архитектуре. Виды архитектурных элементов, предназначенных для фасадов частных домов

Греческий храм.

Простиль . Тип античного храма. Прямоугольное в плане здание с однорядной колоннадой только на главном фасаде, равной ему по ширине.

Амфипростиль (греч. amfiprostulos, от amfi — с обеих сторон, и prostulos — имеющий колонны с передней стороны) — тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах;

Периптер. Основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики. Периптер – прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окруженное колоннадой. Внешние формы периптера часто использовались в архитектуре классицизма.

Диптер - (от греч. dipteros), тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру двумя рядами колонн

Псевдодиптер. Тип древнегреческого храма. Отличается от диптера отсутствием внутреннего ряда колонн, хотя пространство для них оставлено..

Моноптер. Тип круглого в проекции здания без внутренних перегородок и объёмов.

Крыша моноптероса поддерживается только колоннадой.

Ротонда . Здание с круглым пла­ном или большой цилиндрический объем, завершенный куполом.


Типы греческих храмов

Целла. Главное помещение (святилище) античного храма. В зависимости от типа храма, целла бывает окружена колоннами.

Колонна. Архитектурный эле­мент, играющий роль опорного столба или подражающий ему.

Колоннада. Ритмический ряд колонн, несущих общее горизонталь­ное перекрытие.


Дорический ордер - один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Местом возникновения считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером. Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами, заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 16 - 20 штук. Архитрав дорического ордера гладкий.



Ионический ордер. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями. Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря.


Коринфский ордер - один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья.


Тосканский ордер. Упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкий фриз.


Композитный ордер (рим­ский ордер). Производный от ко­ринфского и ионического архитектур­ный ордер, отличающийся особой пышностью; его характерный эле­мент - капитель с четырьмя круп­ными волютами (как в ионическом ордере), но с вертикальным цилинд­рическим ядром (как в коринфском ордере), которое окружают аканто­вые листья в двух уровнях.

Капитель. Венчающий элемент колонны или пилястры, отлича­ющийся от ее основной части более сложной формой и большей шириной и передающий ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания.

В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая, коринфская .

Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической, древнерусской архитектуре, архитектуре Армении, Грузии, Средней Азии.

С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей.

Абак/абака (греч. Abax - доска) - верхняя плита капители, обычно поддерживающая антаблемент.

В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера.

Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Архитрав (от греч. Archi – главный и лат. Trabs – балка) – в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав – широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском состоит из трех небольших горизонтальных уступов – фасций.

Карниз.

1 Протяженный выступ, завершающий стену либо членящий ее на ярусы или этажи.

2 Венчающая часть антаблемента.

Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. – завиток, спираль) – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре, часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон.

Каннелюры (врезы, желобки). Параллельные желобки на поверхно­сти ствола колонны или пилястры (вертикальные К.) либо на поверхно­сти тора (горизонтальные К.). Делаются либо вплотную одна к другой (дорический ордер), либо с небольшими промежутками (ионический ордер).

Пилястра. Плоский, каннелированный или филёнчатый вертикаль­ный выступ на фоне стены, имеющей базу и капитель.

Элементы сооружений.

Портик. Композиция на фасаде зда­ния, которая образована колоннами, полуколоннами либо пилястрами, несущими антаблемент. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античной архитектуре Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма.

Перистиль. Прямоугольные двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырех сторон крытой колоннадой. Перистиль как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий известен с IV в. до н.э., широкое распространение получил в эллинистическом искусстве и искусстве Древнего Рима.

Кариатида. Женская статуя, под­держивающая архитектурный вы­ступ.

Акротерий (греч. akrwthrion) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)

Портал. Архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками, для древней Вавилонии – арочные, для средневековой архитектуры Древнего Востока – пештаки.

С XI в. в романской, готической и древнерусской архитектуре распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов.

Пилоны.

1 Массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов.

2 Башнеобразные сооружения с трапецевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы

Пропилеи, пропилон. Парадный проход, проезд, образованный симметричными портиками и колоннадами, расположенными по оси движения. Известны в эгейском искусстве, но особенно характерны для архитектуры Древней Греции. В 19 в. к типу пропилей обращались архитекторы классицизма. Во 2 пол. 19-20 вв. пропилеи строятся как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов или сооружений, имеющих мемориальное значение.

Балюстра

1. Фигурный столбик в балюстраде.

2. Каждый из двух завитых валиков по бокам ионической капители.

Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

Маскарон (маска). Включенное в архитектурный декор скульптурное изображение львиной морды, лица человека, фавна, гидры и т. п (часто в гротескном или фантастическом облике). Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов, используются в качестве водометов, а также украшения мебели.

Меандр. Вытянутый орнамент: непрерывная линия с оди­наковыми Г-образными изломами.

Амфитеатр (от греч. amfiqeatron) –

1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров). Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме.

2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Пантеон . (лат. Pantheon, от греч. pan – все и qeoV – бог – храм или место, посвященное всем богам)

1.В Древнем Риме – “храм всех богов”, построенный ок. 125 г.н.э.

2. Усыпальница выдающихся людей. Обычно пантеоны располагаются в зданиях, имеющих (или первоначально имевших) культовое назначение (Вестминстерское аббатство, Пантеон в Париже).

Акведук (лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Гипостиль, гипостильный зал (от греч. upostuloV, от upo – “под” и stuloV — колонна, т.е. – поддерживаемый колоннами) – в архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Ростральная колонна. Отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей. Были распространены в Древнем Риме и в период ампира, воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны.

Пирамида. Монументальное сооружение, имеющее форму пирамиды (иногда ступенчатую или башнеобразную). Пирамидами называют гробницы древнеегипетских фараонов (пирамида Хеопса в Гизе, XXVIII в. до н.э., и др.). Постройки типа пирамид (нередко служившие постаментами для храмов или связанные с космологическими культами) возводились в Центральной и Южной Америке в 1 тыс. до н.э.

Зиккурат (аккадск.) – в архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами – пандусами.

Христианский храм

Схема крестово- купольного храма.

Алтарь (лат. – altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе.

В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами.

В христианских храмах алтарем называют стол (“престол”), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.


Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.



Иконостас (от греч. eikwn — образ и stasiV — место стояния) – перегородка с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришел на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с кон. XIV — XV вв., чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерахической последовательности.


Внизу находится ряд местных икон,

выше – “деисусный” чин (deisis — греч. моление; включал иконы с изображениями Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др.),

еще выше – “праздничный” (с изображениями главных эпизодов Евангельского цикла) и “пророческий” чины. В XVI — XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.)

Закомара (от др.рус. комара - свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.


Паперть (внешний притвор). Ши­рокое открытое крыльцо или галерея перед входом в церковь.


Придел . Дополнительный храм со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церков­ному зданию либо включенный в его объем.

Барабан – цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами.

Часовня.

1 Небольшое культовое сооружение без алтаря (в часовне чтаются молитвы, но литургия не совершается). Служили памятниками, ставились в городах, деревнях, на дорогах, на кладбищах, устраивались в богатых домах.

2 Придорож­ный столб с иконой и лампадой в нише.


Шатер. Завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. Кирпичные шатры складывались из наклонных рядов или горизонтальных рядов кирпича с напуском, деревянные — напуском венцов с уменьшающимися длинами сторон. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером.


Шатровый храм

Аркатура (от нем. Arkatur) – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.


Руст, рустовка, рустик. Рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.


Палата.

1 Крупное сводчатое помещение (обычно бесстолпное или с одним столпом в центре) в древне­русской каменной постройке.

2 Зда­ние, в котором такое помещение играет главную роль. Палаты – в русской средневековой архитектуре богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в два или более этажей, с многочисленными помещениями. С XVII в. палаты принимают характер небольших дворцовых корпусов или особняков (палаты Волковых, Троекуровых в Москве).

________________________

Базилика (греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс) — вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов.


Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.


Аркбутан (франц. Arc-boutant) – наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа готического храма опорным столбам – контрфорсам, расположенным за пределами основного объема здания.

Архивольт (итал. archivolto, от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга) – декоративное обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу арки из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом ее обработки.

Барельеф – скульптурное изображение с фоном, из которого фигуры выступают не более чем наполовину своего объема .

Горельеф – скульптурное произведение с фоном, из которого изображенные фигуры выступают более чем на половину своего объема .

Контррельеф . Рельеф, заглублен­ный в плоскость фона.

Башня – сооружение, высота которого намного больше его горизонтальных размеров (диаметра, стороны основания). Первоначально строились для целей обороны (сторожевые вышки, башни замков – донжоны). Применяются в культовом зодчестве (колокольни, минареты), в гражданской архитектуре (маяки, административные здания), а также в качестве инженерных сооружений (водонапорные, радио- и теле- башни) и др. Возвышаясь над окружающей застройкой, выразительные и динамичные по композиции, башни часто играют роль основной высотной доминанты архитектурного ансамбля.

Донжон (франц. donjon) – главная башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении неприятеля.


Галерея (франц. galerie, от итал. galleria):


1. Длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания.

2. Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон а одной из продольных стен.

Католическая или англи­канская часовня, возведенная обо­собленно либо включенная в объем храма.

Часовня - небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, чаще не имеющая особого помещения, где располагается алтарь.

Кафедра. Огражденное возвыше­ние для проповедей, обращения к слу­шателям. Кафедры украшались резьбой, статуями, рельефами.

Пинакль . Декоративные башенки, столбики на контрфорсах реже на других архитектурных частях позднероманских и готических церквей.

Роза. Круглое окно в романских и готических постройках 12-15 вв. с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка. Розой называют также аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий.

Трансепт . В европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько нефов в базиликальных или крестообразных в плане зданиях. Возник в раннехристианских храмах, когда усложнение литургии потребовало увеличить пространство перед алтарем и апсидой. Переход от продольных нефов к трансепту оформлялся подпружными арками средокрестия.

Нервюры. Стрельчатые арки из тесаных камней, создающие каркас­ную основу крестового свода. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.

Неф. Элемент пространства базили­ки, вытянутый вдоль ее главной оси и ограниченный с одной или двух сто­рон колоннами либо столбами.


Триумфальная арка . Парадное симметричное сооружение с проез­дной аркой по оси.



Триумфальная колонна . Одиночная колонна крупных разме­ров на постаменте, установленная в честь какого-либо события или деятеля, обычно дополнялась скуль­птурой.


_________________________________________________

Элементы зданий.

Гребни, гребешки - в архитектуре нарышкинского барокко фигурные завитки, украшавшие верх стены, по форме перекликались с разорванным фронтоном.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. От лопатки отличается тем, что имеет те же ордерные части (ствол, капитель, база), что и колонна.

Ползучая арка - арка, опоры которой расположены на разных уровнях.

Прясло - участок стены между двумя лопатками или пилястрами. В крепостной архитектуре - участок стены между двумя башнями.

Лопатка – плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания. Лопатка может быть конструктивным утолщением стены или иметь декоративное значение, являясь одним из средств членения фасадов.

Машикули (франц. machicoulis) – навесные бойницы, расположенные в верхних частях стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули использовались как элемент архитектурного декора.

Наборная колонка - столбик, обычно декоративный, составленный из мелких резных элементов. Широко применялся в древнерусском зодчестве, особенно в период узорочья

Попалась мне такая ссылка и подумала, что нелишне будет иметь под рукой подобный материал, где в иллюстрациях наглядно показано, как называется та или иная часть здания или сооружения в различных архитектурных стилях. К сожалению, по ссылке текст содержал массу ошибок и опечаток, которые пришлось отредактировать - типа "антаМблемент", или "наос (пела)" вместо "наос (целла)". Вроде бы все исправила, но если заметите что-то пропущенное, напишите в комментах, пожалуйста.

Иллюстрация Условные обозначения
А - дорический ордер:
з - метопа, б - триглиф, в - карниз, г - фриз, у - архитрав, е - капитель, ж - ствол колоны, з - каннелюры, и - антаблемент.

Б - ионический ордер:
а - карниз, б - фриз, в - архитрав, г - капитель, д - ствол колоны,
е - база колоны, ж - стереобат, з - антаблемент.

В - коринфский ордер:
а - карниз, б - фриз, в - архитрав, г - капитель, д - ствол,
е - база колонны, ж - стереобат, з - стилобат.

Г - план древнегреческого храма:
а - колонны периптера, б - ступени стереобата, в - пронаос,
г - наос (целла), д - опистодом, е - внутренние колонны,
ж - интерколумний.

а - односкатная
б - двускатная крыша;
в - вальмовая (четырехскатная) крыша;
г - полувальмовая крыша;
д - вальмовая крыша с козырьком;
е - мансардная крыша с фронтоном;
ж - мансардная вальмовая крыша;
з - мансардовая крыша с дополнительным скатом;
и - бочкообразная крыша;
к - шедовая крыша;
л - крестовая крыша;
м - складчатая конусообразная крыша;
н - луковичная глава;
о - сомкнутая кровля;
и - круглая односкатная крыша;
Р - пирамидальная крыша;
с - коническая крыша; т-купольная крыша;
у - ромбовидная крыша;
ф - скатная крыша с луковицей.
а - крестоцвет;
б - фиал;
в - крабб;
г - галерея;
д - вимперг;
е - ажурное окно;
ж - стержень фиала;
з - консоль.
А - крестовый свод;
Б - монастырский свод;
В - цилиндрический свод;
Г - купольный свод;
Д - сомкнутый свод;
Е - стрельчатый свод;
Ж - крещатый свод;
3 - зеркальный свод: а - зеркало, б - падуга;
И - парусный свод: а - парус;
К - византийский свод: а - парус;
Л - готический (звездчатый) свод.
А - полуциркульная, или круговая арка; а - замковый камень.
Б - пологая арка.
В - круговая плоская (лучковая) арка.
Г - трехцентровая (коробовая) арка.
Д - приподнятая арка.
Е - подковообразная арка.
Ж, 3 - трехлопастные арки.
И - стрельчатая арка.
К - стрельчатая сжатая арка.
Л - стрельчатая зубчатая арка.
М - килевидная арка.
а - окно верхнего яруса;
б - трифорий;
в - лопатки (лизены);
г - аркада;
д - импост;
е - опорный столб.
а - нервюры;
б - аркбутаны;
в - фиал;
г - пинакль;
д - контрфорс;
е - опорный столб;
и - центральный неф;
к - боковой неф;
л - цоколь.
а - портал трансепта;
б - венец капелл;
в - центральная апсида;
г - средокрестие;
д - центральный и боковые нефы трансепта;
е - боковые нефы;
и - порталы западного фасада;
к - центральный неф;
л - хор с обходной галереей.
а - восточные башни хора;
б - восточный хор;
в - ризница;
г - трансепт;
д - южный неф;
е - многогранное завершение хора;
ж - башня над средокрестием;
з - продольный неф;
и - западные башни хора;
к - западная башня.
а - западные башни;
б - продольный неф;
в - башенка на средокрестием;
г - трансепт;
д - боковой неф;
е - хор;
ж - аркбутаны;
з - галерея хора;
и - капелла хора;
к - двор;
л - соборные залы для бедных и паломников;
м - контрфорсы.
а - северная башня;
б - южная башня;
в - башня средокрестия;
г - звуковая аркада башни;
д - ствол башни;
е - фронтон хора;
ж - карнизы апсиды;
з - карликовая галерея;
и - декоративная аркада восточной (центральной) апсиды;
к - северная апсида;
л - декоративная аркада нижнего яруса апсид;
м - цоколь;
н - башня с ромбоидальной крышей над хором;
о - южная апсида.
а - купол среднего нефа;
б - фиал;
в - галерея (обходная);
г - окно в замке алтаря;
д - радиальные капеллы;
е - окно капеллы;
ж - цокольный карниз;
з - цоколь;
и - аркбутаны;
к - контрфорсы.
а - полуциркульный фриз;
б - лопатка;
в - дуги архивольта перспективного портала;
г - архивольты с орнаментальными и скульптурными украшениями;
д - люнет или тимпан;
е - карниз импоста;
ж - колонна портала;
з, л - колонны с венчающей скульптурой в уступах;
и - ступени портала;
к - двери портала;
М - цокольный карниз;
Н - цоколь.
а - крестоцвет;
б - ажурный фриз;
в - вимперг с ажурным наполнением;
г - контрфорс;
д - краббы;
е - консоль скульптуры;
ж - статуи дверного обрамления;
з - цоколь;
и - ступени портала;
к - окно с крестоцветом;
л - шпиль фиала;
м - стержень фиала;
н - архивольты готического портала;
о - балдахин фиала;
П - тимпан;
р - дверная перемычка;
с - дверная решетка.
Фасад древнерусского храма:
а - глава;
в - окна барабана;
г - основание барабана;
д - апсиды;
е - орнаментальные архивольты перспективного портала;
ж - перспективный портал;
з - аркатурно-колончатый пояс барабана;
и - закомары;
к - прясло;
л - окно;
м - аркатурно-колончатый пояс;
н - кронштейны аркатурно-колончатого пояса;
о - профилированные лопатки с полуколоннами.
План крестово-купольного храма:
а, б, в - апсиды;
г, д, ж, е - ветви архитектурного креста;
и - южный портал;
з - северный портал;
(и, з - боковые порталы);
к - лопатка с полуколонной;
л - столбы;
м - главный, западный портал.
а - глава;
б - резной орнаментальный пояс барабана;
в - пояс кокошников;
г - килевидные закомары;
д - окно с килевидным обрамлением;
ж - прясла;
з - резной перспективный портал;
е - резной орнаментальный трехполосный пояс;
и - барабан главы;
к - окна барабана;
Л - лопатки с приставленными к ним полуколонками;
м - цоколь;
н - архивольты перспективного портала.
а - венчающий шар;
б - фонарь купола;
в - купол;
г - аттик купола;
д - барабан купола;
е - боковой купол;
ж - крыша среднего нефа;
з - аттик;
и - колонны большого ордера;
к - ребра купола;
л - фронтон.
а - крестоцвет;
б - крабб;
в - фиал;
г - парапет с ажурной резьбой;
д - многогранная башня;
е - треугольный фронтон;
ж - междуэтажный карниз;
з - окно с ажурной резьбой;
и - аркатура;
к - фриз;
л - вимперг;
м - перспективный портал.
а - венчающий карниз;
б - сдвоенные полуциркульные окна со средней раздельной колонной;
в - подоконный карниз;
г - подоконный карниз;
д - квадровая кладка из тесанного камня (рустовка);
е - арочный портал;
ж - вход в палаццо.
а - вальмовая крыша;
б - карниз аттика;
в - аттиковый этаж;
г - цоколь аттика;
д - венчающий карниз;
е - угловая скульптура;
ж - балюстрада;
з - межэтажный карниз;
и - рельефная плита;
к - угловая пилястра;
л - цокольный этаж;
м - цоколь;
н - база пилястры;
о - пилястра большого ордера;
п - вход в палаццо;
р - ступени входа;
с - рустовка.
а - фриз;
б - замковый камень;
в - гирлянда;
г - фестон;
д - импост;
е - пилястра;
ж - поперечины оконного переплета;
з - карниз подоконного парапета;
и - поле подоконного парапета;
к - цокольный карниз;
л - консоль с несущей скульптурой;
м - база пилястры;
н - консоль с маской и листьями аканфа.
а - колоннада барабана;
б - ступенчатый цоколь барабана;
в - угловая башня;
г - портик;
д - купол фонаря;
е - фонарь;
ж - купол;
з - карниз купола;
и - аттик купола;
к - карниз барабана;
л - венчающий карниз;
м - угловая башня;
н - полукруглое окно;
о - карнизный пояс;
п - фронтон портика;
р - цоколь.
а - фриз;
б - консоль;
в - венецианская раковина;
г - венчающий элемент;
д - карниз;
е - полуколонна;
ж - пилястра;
з - оконная стойка с гермой;
и - наружный подоконник;
к - ниша для скульптуры;
л - перемычка.
а - завершение башни;
б - фонарь башни;
в - крыша башни;
г - помещение в верхнем ярусе башни;
д - башенная галерея;
е - башенные часы;
ж - ствол башни;
з - пирамидальная крыша;
и - поперечный фронтон;
к - венчающий карниз;
л - круглый боковой эркер;
м - окно винтовой лестницы;
н - парные колонны;
о - главный вход.

Примечание: стоит иметь в виду, что эти иллюстрации хороши для первичного знакомства с архитектурными деталями, то есть указано далеко не все. Вообще надо будет потом сделать еще подборку иллюстраций примерно таких, как ниже, и еще порыться в своих англоязычных источниках...

В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приемы оформления, которые изменялись с изменением уровня развития технических средств и эстетических представлений, т.е. ценностного отношения между природой и человеческой деятельностью.

Архитектура и строительство - искусство возводить здания и сооружения, предназначенные для удобства и блага человека, - имеют ценнейшее историческое наследие от классических форм Древней Греции до современных композиций (построений) и архитектурных трансформаций (изменяющихся объемов сооружений), интерьера.

Во всем мире во множестве зданий и сооружений классические архитектурные формы обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных решений, гармонии и пропорции здания, его деталей, функциональности интерьера (внутренний вид) и эстетики экстерьера (наружного вида) здания или ансамбля (группа зданий). Еще в античный период Греции сложились три таких классических сочетания: дорический, ионический и коринфский. Эти сочетания носят названия «ордер». Основная конструктивная схема всех ордеров - стоечно-ба-лочная конструкция, которая включает стойки (колонны) и опирающиеся на них балки (архитрав). В художественной трактовке конструктивной схемы проявляются отличительные особенности ордеров. Нижняя несущая часть - стилобат - служит основанием здания, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера - колонна - один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе верхнюю горизонтальную часть ордера - антаблемент. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов, декоративное богатство которых нарастает снизу вверх.

Колонна компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя - база - опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат. Из базы вырастает фуст - ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом. Капитель - деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. Антаблемент также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз.

Оценить богатство декора ордеров возможно только познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образы архитектурных форм предстоит создавать мастеру реставрационных строительных работ.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля, называемых обломами.

Рис. 1.16. Архитектурный ордер и его части

Отличия в построении и художественной проработке деталей проявляются в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), деталировке колонн и антаблементов. Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм конструктивных членений архитектурных форм и деталей. Пропорции выражают соотношения размеров (длины, ширины, высоты) самого сооружения и его деталей; их измеряют в модулях. За модуль принимают нижний радиус колонны. Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей.

К горизонтальным членениям фасада относятся: цоколь, карниз (венчающий и промежуточный), архитрав, фриз, пояс, сандрик, парапет. Вертикальными членениями, к которым можно причислить и опоры, являются: выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, анты, кариатиды, атланты, лопатки. Применение смешанных форм имеет место в таких конструкциях, как балкон, лоджия, эркер, фронтон, аркада, портик, колоннады, портал, оконные и дверные проемы.

Цоколь - горизонтальная наземная часть стены, начинающаяся непосредственно с фундамента и несколько выступающая наружу за лицо стены. Цоколь выполняется из особо прочных и водостойких материалов. Чтобы подчеркнуть значение цоколя и отличить его от стоящей на нем стены, его декоративно обрабатывают. Это достигается большими размерами облицовочных камней, фактурой отделки и другими средствами. Назначение цоколя - придать сооружению внушительный и устойчивый вид. Здание без цоколя кажется лишенным прочной основы. Художественное оформление цоколя чрезвычайно разнообразно и всегда должно быть по замыслу связано с отделкой всего фасада. Его верхняя часть представляет собой в разрезе форму выкружки, гуська, каблучка или другого профиля. Цоколь может иметь не один выступ от лица стены, а два-три, отделенных один от другого широкими плоскостями.

В отдельных случаях, когда требуется подчеркнуть монументальность, цоколь делают более высоким и массивным. Если здание строят с подвалом, в цоколе устраивают окна. Для него часто применяют облицовку гранитом или другими твердыми породами камня с различными способами отделки (полировка, шлифовка). Цоколь также обрабатывают крупными, грубо отесанными камнями, уложенными в горизонтальные ряды. Если высота его достаточно велика, то для облицовки цоколя применяют толстые каменные плиты, квадры, которые по контуру отесывают в виде узкой ленты, а также менее крупные, одинаковой формы и размеров камни с рустами.

Стилобат - наземная часть здания в виде отдельных мощных площадок, положенных одна на другую и расширяющихся книзу ступенчатыми уступами. На площадки стилобата укладывают добавочные камни, образующие ступени лестницы для входа в здание.

Карниз, венчающий здание, составляет конструктивный переход от наклонной (в большинстве случаев) плоскости крыши к вертикальной стене и служит для предохранения верхней части стены от намокания при стекании воды с крыши. Декоративно карниз, являясь одним из важнейших элементов архитектурной выразительности здания, завершает его.

Карниз большей частью делается из того же материала, что и стены, а именно: из кирпича, дерева и др. Во многих случаях каменные многоэтажные здания имеют карнизы из железобетона или из каменных и бетонных сборных элементов, накладываемых один на другой и образующих ступенчатый профиль, либо тянутые, штукатурные и лепные карнизы, сделанные по стальному каркасу и сетке. Вынос карниза или наибольший отступ его от стены делают разным в зависимости от архитектурного оформления здания. Промежуточные, междуэтажные карнизы имеют двоякое назначение: прежде всего они защищают стены от потока дождевой воды, а также являются средством горизонтального членения фасадной стены.

Столб - отдельная опора самой разнообразной формы в поперечном сечении (круг, прямоугольник, многоугольник, крест), применяется для поддержания балок перекрытия или свода. Столб по всей своей высоте имеет одинаковую толщину (сечение), в нижней части цоколь или базу, а в верхней - карниз или капитель. Пилон - мощный столб квадратного или прямоугольного сечения (рис. 1.17) обычно подпирает своды. Колонна-столб круглого, реже квадратного или иной формы сечения имеет нижнюю часть - базу, и верхнюю - капитель. Колонна кверху суживается, чем и отличается от столба.

Построение колонны осуществляется строго по правилам ордера данного стиля, с соблюдением присущих этому ордеру форм, пропорций и размеров.

Рис. 1.17. Пилон

Рис. 1.18. Пилястра

Колонна - декоративный элемент вертикального членения. Точная, ритмичная (на одинаковом расстоянии друг от друга) установка ряда колонн и внешняя их отделка требуют исключительного внимания и тщательности исполнения. Колонна, как и пилястра (рис. 1.18), имеет одновременно и декоративное, и конструктивное значение.

Аркада - это несколько совершенно одинаковых арок, опирающихся на ряд колонн, реже на простенки. Полуколонна, как и пилястра, выступает из массива стены до половины своей толщины. Правила ее построения те же, что для пилястр и колонн. Реже встречаются и трехчетвертные колонны, выступающие из массива стены на 3/4 своей толщины.

Наиболее характерная деталь колонны, определяющая отличие ордеров, - капитель (рис. 1.19).

Рис. 1.19. Капитель архитектурных ордеров: а - дорического; б - ионического; в - коринфского

Дорический ордер (см. рис. 1.19, а). Дорическая массивная колонна не имеет базы, фуст (ствол) ее обязательно имеет каннелюры - вертикальные желобки на стволе колонны.

Ионический ордер (см. рис. 1.19, б). Основные особенности: более стройная колонна; имеет развитые базу и капитель.

Стержень колонны украшен более глубокими каннелюрами, чем в дорическом ордере, с узкими промежутками. Каннелюры у базы и капители заканчиваются полукругами. Утонение колонны мало заметно и начинается на 1/3 от ее основания. Непременную принадлежность базы составляют вал и выкружка.

Наиболее характерной частью является капитель с завитками (волютами), верхнюю часть которой составляет абак в виде плиты с профилем каблучка. Между двумя завитками расположены ионики. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. При этом архитрав украшен орнаментованным профилем. Фриз используется для разнообразных скульптурных композиций. Карниз имеет зубчики-сухари.

Коринфский ордер (см. рис. 1.19, в). Характерное отличие коринфского ордера - утоненная колонна с богато орнаментованной капителью.

В капители различают абак в виде плиты с полочкой и четвертным валом со сторонами, несколько вдавленными внутрь. Под абаком расположены волюты, поддерживающие его угловые свесы, а другие, меньших размеров завитки, сходящиеся по вдавленным частям абака, поддерживают помещенную в этом месте розетку. Под завитками расположены в два яруса акантовые листья, большие и малые.

Архитрав располагается уступами с введением небольших про-фильков, фриз - гладкий с рельефным орнаментом. В карнизе имеются следующие элементы: каблучок, ряд зубцов и четвертной вал. Выше расположены модульоны в виде лежащих кронштейнов, поддерживающих слезниковый камень.

Главное назначение отдельных элементов архитектурных ордеров - воплощать принцип пропорциональности.

Каждая новая ступень в развитии общества приводила к новым стилям в строительстве и архитектуре. Творимая человеком архитектурная среда отражает действительность, которой присущи именно свои понятия о красоте.

Сравнивая произведения архитектуры во времени, историки классифицируют следующие периоды: Древняя Греция и Рим; средневековье; романский период; готика; ренессанс; барокко; классицизм; архитектура XX в. (модерн, конструктивизм, эклектика).

Римская архитектура представляет собой последний и самый прогрессивный этап в строительном и архитектурном развитии

Рис. 1.20. Собор Сан-Марко в Венеции

античного рабовладельческого общества. Монументальные римские постройки на территории Европы остались в наследство молодым государствам - Византии, Италии, Испании, Франции.

Например, собор Сан-Марко в Венеции (1095) обнаруживает стремление строителей подражать античной архитектуре (рис. 1.20). Церковь возводилась на протяжении века.

Такая византийская купольная система в плане с греческим крестом послужила прототипом древнерусского православного зодчества.

Романский стиль (рис. 1.21). Архитектурные сооружения романского периода (XI-XIII вв.) представляют собой массивные геометрические объемы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами. Орнамент незамысловатый, используется редко. В этом стиле заметно сильное влияние римской античной архитектуры в крупных деталях (полуциркульные арки), сохранен общий силуэт и пропорции колонн. Романская архитектура по сравнению с другими архитектурными периодами довольно бедна декоративными формами. Капители колонн, первоначально приближаясь к античным формам, затем упростились до простых рубленых геометрических форм.

Рис. 1.21. Романский стиль:
а - фриз из полуциркульных арок; б - двойной арочный фриз из кирпича; в - кубическая капитель; г - капитель из пальметт

Готика. В XII-XV вв. новый архитектурный стиль получил название - готика. Характерная особенность готического стиля - стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг (рис. 1.22).

В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка раннего средневековья сменилась ажурными каменными конструкциями. Вертикальные опоры и колонны, а также наклонные каменные конструкции (аркбутан, контрфорс) переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундамент (рис. 1.23). В начальный период готики преобладала форма базилики. Со временем наиболее распространенной стала зальная форма помещений, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство.

Рис. 1.22. Вход в католический собор (готика)

Ренессанс (XV-XVI вв.). Французское слово renaissanse (возрождение) традиционно используется для обозначения периода подъема итальянского искусства (1450-1550), а также искусства стран Европы с 1500 г., на которое Италия оказала большое влияние.

Рис. 1.23. Готическая сводчатая базилика

В архитектуре эпохи Ренессанса живописно переплелись по-зднеготические тенденции с пришедшими из Италии романтическими формами. В противоположность готическому усложнению стены с подчеркнутым скелетом каменной кладки. Ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых были украшены орнаментами в подражание античным формам; ризалиты были разнообразны по форме и размерам (рис. 1.24).

Рис. 1.24. Палаццо (дворец-особняк). Арх. А. Палладио (1566)

Над созданием архитектурных сооружений работали талантливые мастера-художники, архитекторы, строители. Тем самым возникала материальная среда, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой.

Барокко (XVI-XVII вв.). Итальянский Ренессанс свои архитектурные формы наследовал стилю барокко {barocco - причудливый), который превзошел его по сложности, многообразию и живописности. Фасад здания характеризуется изобилием профилированных карнизов, пилястр, сложных скульптурных деталей, где все подчинено единому архитектурному замыслу - вихрю, движению, симметрии - «каменной симфонии» (рис. 1.25). Асимметричный орнамент этого периода - орнамент из раковин и завитков - дал название другому стилю - рококо (рис. 1.26).

Классицизм (XVIII-XIX вв.) - направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремление к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Рис. 1.25. Окна. Стиль барокко

Стремление претворить в современном строительстве благородную простоту и спокойное величие античного искусства иногда приводило к полному копированию античных построек (рис. 1.27). Центрами строительства в стиле классицизма стали Россия, Германия, Англия и другие страны.

Архитектура XX в. Конец ХГХ в. характерен интенсивной строительной деятельностью, не сравнимой с предыдущими эпохами. Жилые и производственные здания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромном количестве.

Рис. 1.26. Орнамент. Стиль рококо ленности и скопление рабочего

Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого. И если в период классицизма возвращались к античности, то в конце XIX в. было заметно тяготение к средневековой архитектуре, ренессансу, необарокко.

Рис. 1.27. Ротонда. Внутренний интерьер

Этот архитектурно-ретроспективный плюрализм привел к смешению стилей (эклектика), из которых довольно ясно образовались два новых течения: модерн и конструктивизм. Стремясь преодолеть эклектику, представители модерна использовали инженерно-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, элементы которых подчинялись орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (рис. 1.28).

Рис. 1.28. Балкон в стиле модерн

Главные проблемы архитектуры XX в. сосредоточены в общественно-социальной сфере. В результате общественного развития, стремительного роста материальных и духовных потребностей возник дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства.

Рис. 1.29. Интерьер конференц-зала здания ЮНЕСКО. 1957 г.

Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных элементов, предусматривали жесткую стандартизацию и привели к новому стилю - конструктивизму. Конструктивизму удалось создать простые функционально оправданные формы, целесообразно сочетая оптимальность конструктивных решений и раскрепощенность архитектурных объемов (рис. 1.29).

С давних времен и по сегодняшний день для придания любому зданию совершенного вида применяли архитектурные элементы фасада, подчеркивая таким образом индивидуальность постройки и неповторимый ее стиль.

Постройки, в отличие от их создателей и обитателей, именно за счет внешней текстуры фасада здания выражают свою душу, сохраняясь на века в памяти людей.

В наше время благодаря современным технологиям качество используемых материалов для изготовления архитектурных элементов фасадов существенно улучшилось, увеличилось количество применяемых видов, что позволяет архитекторам полноценно реализовать свои задумки, вложив в них свою душу, тем самым подчеркнуть индивидуальность каждого дома.

Колонны, пилястры, балюстрады, арки, карнизы, фрески и другие архитектурные украшения придают зданиям завершенность и полноту, повышая при этом их коммерческую стоимость.

Преимущества архитектурных и декоративных элементов

Фасадные элементы помогают архитекторам воплощать яркие и неповторимые образы, а также визуально корректировать возможные недостатки текстуры фасада здания.

Многообразие форм достигается за счет применения и постоянного усовершенствования передовых технологий, а дешевизна - благодаря использованию более экономичных материалов, чтобы создавать неповторимые архитектурные детали.

Главные преимущества архитектурных элементов

Cохранение или подчеркивание геометрии форм и линейных размеров фасадов, детали производятся быстро или продаются уже заготовками,

Возможность воплощения наиболее невероятных замыслов на стенах здания, высокий уровень устойчивости к физическому, химическому и бактериальному воздействию, отсутствие неприятных запахов;

долгие сроки службы на фасаде здания.

Основные виды архитектурных элементов зданий

Фасад здания сегодня можно отделать разными материалами, создавая определенные декоративные детали и элементы, чтобы украсить и оформить в том или ином стиле постройку.

Независимо от материала наиболее часто применяемыми архитектурными элементами фасадов являются: колонны, карнизы, фронтоны, сандрики, балясина, барельефы, горельефы, фрески на фасаде и другие. Рассмотрим подробней каждый из перечисленных видов.

Карниз представляет собой выступающие элементы, зрительно отделяющие крышу от стен. Выделяют венчающие карнизы, сандрии, эркеры, балконы и лоджии, а также пояски.

Фронтоны - это треугольная часть, являющаяся завершением здания, то есть их применяют для придания стенам завершенного вида под кровельным покрытием. Располагается такая декоративная часть фасада между скатом крыши и карнизом у основания.

Сандрики - это чаще всего увенчанные фронтоном архитектурные элементы, которые устанавливают над окнами дома.

Балясина - это нижняя или верхняя часть фасада здания в виде фигурных столбиков/колонн, используемая для оформления террас, лоджий или балконов.

Барельефы - это выступ в виде различных изображений.

Фрески представляют собой изображение монументальной живописи, используемые непосредственно на поверхностях стен, потолках или сводах.

Обычно такие элементы не применяли для внешнего декорирования, хоть и очень эффектно смотрятся, так как они подвергались вредному воздействию влаги и теряли свой первоначальный вид.

Фасадные фрески

Фасадные фрески различаются между собой в зависимости от применяемой техники: нанесение красок по сырой или сухой штукатурке.

Парапет - это такая часть фасада здания, которая может служить как в качестве ограждения над крышей, так и украшения/дополнения.

Все вышеперечисленные фасадные элементы, а также многие другие можно наглядно рассмотреть на фото.

Особенности отделки фасадов фресками

У многих людей фреска ассоциируется с методами отделки внутренней части интерьера. Сегодня благодаря современным составляющим стройматериалам, такой элемент полноправно занимает место среди внешних архитектурных фасадных элементов.

Фреска фасадная для отделочных внешних работ является изделием революционным, обладающим немалым количеством положительных качеств:

  • она не боится повышенного уровня влажности;
  • ей не страшны косые дожди и заморозки;
  • не влияют перепады температуры;
  • солнечные лучи не портят изображения;
  • не боится мойки от грязи/пыли;
  • устойчива к грибкам и плесени.

Фресковое полотно, используемое для внешнего декорирования, в свой состав включает армированную сетку, которая и удерживает всю поверхность от разрывов, и полимерные элементы, применяемые в красках для стен.

Фресковое полотно может быть различных размеров и необязательно должно содержать эпизодическое действо или портрет. Если, к примеру, верхняя часть будет оформляться фресковым полотном больших размеров, печать декоративного элемента можно исполнить посекторно, а стыки за счет специальных отделочных работ будут вовсе не заметными.

Фресковым полотном очень часто отделывают выступ, поскольку оно тонкое и нетяжелое, в отличие от штукатурок, лепнины и отделочных камней. Отделочные работы внешних фасадов зданий архитектурными фресковыми элементами выполняются очень быстро за счет того, что сразу охватываются большие участки.

Сегодняшняя статья носит, скорее, познавательный характер, так как в ней собраны пять наиболее значительных, основополагающих архитектурных элементов, которые используются всегда и везде в строительстве, дизайне интерьеров и декорировании помещений.

Речь пойдет о «пяти столпах архитектуры» — элементах, без которых мы более не представляем убранство жилых и общественных помещений, но знать о них необходимо подробнее особенно тогда, когда вы намерены заняться строительством собственного дома.

Колонны

Колонны – это вертикальные опорные конструкции, состоящие из базы, ствола и капители.

В Древней Греции колонны несли антаблемент и вместе с ним поддерживали крышу. Римляне, в отличие от греков, использовали колонны в декоративных целях, и предпочитали арочную систему с колоннами.

Колонны могут парными, как римские, пучками колонн, как норманнские, отдельно стоящими, как индийские. Ствол, в свою очередь, может быть простым, или же богато украшенным (к слову, в современных интерьерах используют, скорее, первый вариант, более универсальный и демократичный).

Если вы хотите использовать колонны в конструкции дома, который строите, следует знать об основных ордерных системах, имеющих определенные признаки, по которым колонны относят к тому или иному ордеру.

Три ордера

Дорический ордер , внешне наиболее простой, но самый древний, развился в Греции. Дорическая колонна состоит из низкой базы, монументального ствола, лаконичной капители. Идеально для современных минималистских помещений, гостиных и холлов в классическом и средиземноморском стиле.

1

Ионический ордер развивался почти одновременно с дорическим, но окончательную свою форму приобрел лишь к середине V в. до Р.Х. Облик ионической колонны более изящный: легкость пропорций, утонченность более расчлененных форм, обильное применение декора.

Характерными чертами ионической колонны является обязательное установление ее на базу, а также, капитель с подушкой, увенчанной двумя волютами (завитками).

Для эклектичных интерьеров установка ионических колон будет прямым попаданием в цель, поскольку они могут уживаться с различными формами и цветами предметов обстановки.

Коринфский ордер – наиболее разнообразный и богато декорированный, такие колонны подойдут для пафосно украшенных помещений, обязательно с высокими сводами и роскошной мебелью в исторических стилях.

Коринфский ордер легче всего узнать по капители колонны, так как остальные его части заимствованы из ионического. Вершина колонны, капитель, напоминает корзинку, увитую листьями аканта (растения с побережья Средиземного моря), завитыми в спирали.


Арки

Аркой называют конструкцию, перекрывающую проем в стене или пространство между двумя опорами. Обычно вершина арки закруглена, но форма ее варьируется от полукруглой до стрельчатой. Арки нередко используются в качестве опоры в стенах и фундаментах домов.

Полукруглые арки в интерьере

Их еще называют французскими, а отличает этот вид арок закругленный верх, орнамент, и колонны, будто несущие нагрузку, но на самом деле играющие роль декоративного элемента.

Полукруглые арки – один из наиболее универсальных вариантов оформления дверных и оконных проемов для помещений в классическом стиле, эклектике и даже гранжевом интерьере.

Стрельчатые и подковообразные АРКИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Стрельчатые арки – это напоминание о готической архитектуре, а также, прямая ассоциация с восточным колоритом Марокко. Подковообразная форма арок – это дань исламской архитектуре, имеет свод, который заходит за пяту арки, и может быть как с закругленной, так и со стрельчатой подковообразной вершиной.


Ренессансные АРКИ В ИНТЕРЬЕРЕ

Еще один, очень красивый и изысканный тип арок, который следует римскому образцу полукруглых конструкций с замковым камнем, фризом и карнизом, расположенными в рамках классического ордера.

В современных интерьерах можно увидеть вариацию ренессансной арки, несколько расширенной и приземистой, с помощью которой может быть акцентирован проем между двумя смежными комнатами, например, гостиной и столовой, кухней и коридором.


Окна

Только в 1840-х гг. начали производить листовое стекло, тонкое и достаточно широкое, позволившее любоваться видами, не разбитыми на части оконным переплетом.

Древнейшие окна были незастекленными отверстиями в стенах, сквозь которые в помещение попадал свет и свежий воздух. А первые оконные стекла, исполнявшие как функциональную, так и декоративную роль, появились в Риме около 65 г., но широкое распространение остекление получило в церковной архитектуре в XIII, а в жилых домах — в XVI в.

О важности окон в архитектурной эстетике свидетельствует возникшее многообразие их стилей, а дизайн остекленных окон во все времена зависел от развития процесса изготовления стекла.

Стрельчатые окна в интерьере

Заостренная стрельчатая арка впервые появилась в исламской архитектуре. Эта форма встречается и в готической архитектуре, где окна, к тому же, дополняли цветным стеклом и ажурной резьбой по камню. Примечательно, что позже готические окна были возрождены в сознательно «антикварном» виде в конце XVIII в., и широко использовались викторианскими архитекторами.

В настоящее время при строительстве домов могут быть использованы различные вариации стрельчатых окон, которые придают помещению загадочный восточный характер.


Круглые ОКНА В ИНТЕРЬЕРЕ

Окно-роза – это искусные, имитирующие лепестки цветка или спицы колеса, архитектурные элементы в конструкции окон, бывших очень популярными в архитектуре зданий в Романском стиле.

Теперь круглые окна являются таким же эффектным украшением дома как снаружи, так и внутри, но представляют собой упрощенную версию «розы»: с тонкими рамами или вообще без них.

Круглые окна еще называют «световыми», и используют в высоких помещениях загородных домов в верхней части стены, чтобы лучше осветить внутреннее пространство.



Эркеры

Эркеры и альковные окна выступают за стену здания. Часто интересно украшенные, они пропускают больше света, нежели просто окна.

Альковные окна всегда были расположены на верхних этажах, но эркеры квадратного и углового типа могут располагаться на любом этаже.

В интерьере эркер может служить зоной для творчества, работы за письменным столом, или использоваться для размещения столовой группы в помещении кухни, столовой или гостиной.



Французские эркеры

Французское окно – это вариация створчатого окна, увеличенного до размера двери и начинающегося прямо от пола. Как и створчатое, французское окно может открываться либо внутрь, либо наружу.

В квартирах французские окна могут быть одновременно выходом на балкон или террасу, а расположенные в нижних этажах частного дома — выходить в сад или оранжерею.


1

1

Венецианские эркеры

Этот вид окна состоит из трех частей – центрального арочного проема и двух узких боковых проемов с плоским верхом. Венецианское окно, также, носит название «серлианского» или «палладианского», в честь итальянских архитекторов Андреа Палладио и Себастьяно Серлио, популяризовавших его.




Термальные эркеры

Полукруглое окно, разделенное на три просвета стойками, так называемыми, средниками. Особенно популярным данный тип окон был в палладианской архитектуре, а основан на образцах, найденных в термах Диоклетиана в Риме, за что, также, называется «диоклетианским».

Для интерьера наличие термального окна является большим успехом, так как используют этот тип при строительстве довольно редко, а дизайнеры и архитекторы склонны романтизировать полукруглые, невероятно декоративные окна.




Подъемные эркеры

Застекленное окно в деревянном переплете, опускаемое и поднимаемое с помощью шкивов. Было особенно популярно в XVIII — XIX вв. и ассоциируется с георгианской эпохой в архитектуре. Существуют, также, английские варианты, например, йоркширское окно, сдвигающееся в сторону.



Фронтоны

Для современных интерьеров фронтоны являются показателем незаурядного вкуса хозяев, их статуса, а также, совершенно классическим, а потому, беспроигрышным и вневременным элементом, способным преобразить сдержанный или дополнить изысканный интерьер.

Фронтоны – отличительная черта классической и подражавшей классической архитектуры – это стороны пологой крыши, обычно расположенной над портиком. Часто фронтоны украшали горельефной скульптурой, соответствующей общей теме здания.

В интерьере фронтоны, зачастую, используют как архитектурные мотивы в обрамлении окон и дверей.

Классические фронтоны в интерьере

В архитектуре Возрождения широко использовались классические формы в качестве внутренних и внешних декоративных элементов. А сегодня окна и двери, массивная мебель может быть украшена колоннами, пилястрами и фронтонами с крутыми скатами, обрамленными стреловидной лепниной.



Разорванные фронтоны

Форма фронтонов может варьироваться от треугольной до изогнутой сегментальной, но также популярен особенный тип — разорванный фронтон, контур которого разделен проемом либо в вершине, либо в основании.

С течением времени и сменой стилей архитектуры были изобретены новые формы фронтонов, например, разорванный на вершине, увенчанной урной.


Фронтонные украшения

Некогда украшения фронтонов были главными в голландских и североевропейских знаниях, поэтому становились особенно искусными и экспрессивными: с вогнутыми и выпуклыми линиями скатов, рельефным декором, скульптурными формами.

Сегодня подобные фрагменты фронтонов смело могут соперничать с привычным настенным декором, или полностью его заменить. Например, над изголовьем кровати, на стене возле обеденного стола, в простенке между арочными проемами.


Фронтоны

Этот элемент стал ключевым еще до римского периода, а изначально свод состоял из двух параллельных стен, постепенно наклоняющихся друг к другу и соединенных замковым камнем в верхней точке.

В кафедральных соборах Средневековья своды были необходимой частью огромных соборов, в это же время они достигли своего расцвета, будто не подчиняясь силе притяжения.

На наш взгляд, в настоящее время особенного внимания заслуживают цилиндрический и крестовый своды, которые формируют совершенно неподражаемую аутентичную атмосферу в помещениях дома.

Цилиндрический свод в интерьере

Цилиндрический или бочарный свод — вогнутый, одинаковый по всей длине свод, является основным и самым древним видом, который появился еще в IX в. до Р.Х. Цилиндрические своды возводят на основе деревянной скелетной формы, которую разбирают после того, как камни образуют полную арку, поддерживающую саму себя.


Крестовый СВОД В ИНТЕРЬЕРЕ

Когда два цилиндрических свода пересекаются под прямым углом, они образуют выступы, или ребра. В тех случаях, когда эти ребра лежат на каменных опорах, образуется крестовый свод, его еще называют парусным.

Такой вид свода действительно выглядит невесомым, создавая подобие купола над помещением. Согласитесь, скучным пространство под крестовым сводом быть просто не может.

Простейший крестовый свод представляет собой, разумеется, форму креста, но в некоторых готических соборах можно увидеть сложную систему первичных, или коньковых ребер, вторичных (тьерсеронов), и третичных (звездчатых) ребер.



2